Версия для слабовидящих
Официальный сайт Главы Удмуртской Республики
и Правительства Удмуртской Республики
 
  • Сегодня:
  • Время:

Доклад Главы Удмуртии Александра Бречалова «О положении в Удмуртской Республике». 25 декабря 2017 года

Уважаемый Алексей Михайлович!

Уважаемые депутаты и приглашенные!

Прежде чем приступить к докладу, я хотел бы напомнить, что сегодня, 25 декабря, исполнилось бы 66 лет первому Президенту Удмуртской Республики, члену Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Александру Александровичу Волкову. В двух строках хотел бы напомнить, что сделал для республики Александр Александрович. Построено более 650 социальных объектов, 5,5 млн квадратных метров жилья. Воссоздан Свято-Михайловский собор, который сегодня является одной из главных достопримечательностей Родникового края. Уважаемые коллеги, светлая память об Александре Александровиче будет жить всегда в наших сердцах, в истории Удмуртской Республики и в памяти всех, кто был знаком с этим удивительным человеком. Предлагаю почтить память Александра Александровича минутой молчания.

Уважаемые коллеги! Сегодня я хотел бы в своем докладе подвести итоги 2017 года, а также наметить некоторые планы на будущее, на 2018 год.

Конечно, в первую очередь, нам надо поговорить о политике. 2017 год был очень важным для республики. 10 сентября в Удмуртии прошли выборы депутатов Госсовета Республики и высшего должностного лица. За ходом  голосования следили около 200 независимых наблюдателей движения «Россия выбирает», а также международные эксперты. По данным докладов как российских, так и международных экспертов,  Удмуртская Республика вошла в пятёрку самых «прозрачных» российских регионов с точки зрения проведения и организации выборов. Я благодарен жителям Удмуртии за гражданскую активность и оказанное доверие. Выборы 10 сентября 2017 года и депутатов Государственного совета,  и высшего должностного лица были максимально открытыми, прозрачными и легитимными.

Но, безусловно, главное политическое событие для страны ждёт нас в марте 2018 года. Это выборы Президента Российской Федерации. Наша задача, как и 10 сентября 2017 года, обеспечить полную открытость и легитимность предстоящих выборов. Уверен, у нас это получится. При этом мы должны помнить о неукоснительном соблюдении законодательства и широком информировании избирателей.

Теперь, пожалуй, о главном. Это исполнение майских указов Президента России Владимира Владимировича Путина.

2017 год стал ключевым в части исполнения поручений Президента Российской Федерации по повышению заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы.

Поэтому в текущем году в нашей республике приняты решения по повышению заработной платы педагогических работников образовательных организаций на 7% с 1 сентября, социальных работников – с 1 июля, медицинских работников от 11 до 34% с 1 октября и работников учреждений культуры на 26% с 1 июля.

Перед органами государственной власти республики поставлена задача обеспечить реализацию этих мер.

Также хочу отметить, что с 1 января 2018 года предусмотрена индексация на 4% заработной платы для так называемых «неуказных» категорий работников бюджетной сферы. Для этого в республике имеется соответствующая нормативная база. Повышение заработной платы данной категории работников не проводилось с октября 2014 года.

Как положительный факт отмечу, что, согласно данным Росстата, задолженность по заработной плате во всех отраслях экономики региона, по сравнению с началом года, сократилась почти вдвое, с 27 до 16 миллионов рублей.

Среднемесячная заработная плата за январь-октябрь 2017 года составила 28 тысяч 280 рублей, что на более чем 7% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. По итогам нынешнего года она должна составить 28 тысяч 700 рублей.

В республике своевременно и в полном объёме выплачиваются более чем сорок видов пособий, компенсаций и других мер социальной поддержки. Общая сумма на эти цели составит в текущем году 5,3 млрд рублей. Все пособия проиндексированы на величину от 4 до 5,4 %.

В 2017 году за счёт республиканского бюджета удалось повысить размер ежемесячной денежной выплаты для ветеранов труда до 435 рублей и для тружеников тыла и реабилитированных лиц – до 660 рублей.

Если говорить о выполнении еще одного указа – по демографической политике, то, к сожалению, впервые с 2009 года в Удмуртской Республике отмечается, пусть и небольшая, естественная убыль населения. По итогам 11 месяцев этого года она составила 24 человека.

Данная ситуация характерна не только для Удмуртии, но и для многих других регионов и Российской Федерации в целом.

Одна из главных её причин была вполне прогнозируема. В детородный возраст вступила молодежь, рожденная в 90-е годы, когда был отмечен спад рождаемости.

В связи с этим, для стабилизации демографической ситуации в России и Удмуртии принимаются меры, направленные на повышение рождаемости.

В целях улучшения материального благосостояния многодетных семей 21 ноября 2017 года был подписан Указ Главы Удмуртской Республики. Он предусматривает ежемесячную денежную выплату, в размере величины прожиточного минимума для детей, семьям, в которых после 31 декабря 2017 года родится третий или последующий ребенок. Такую выплату семья будет получать до достижения ребенком возраста трёх лет. Право на неё имеют семьи со среднедушевым доходом, не превышающим среднедушевого денежного дохода населения в Удмуртской Республике. Норма вступает в действие с 1 января 2018 года.

За основу берется среднедушевой денежный доход населения, определенный Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике за предыдущий год (за 2016 год – 23 578 рублей).

Уважаемые коллеги! Как мы знаем, Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин объявил недавно о новых мерах по поддержке семьи и стимулированию рождаемости. С 1 января 2018 года в России появится новый вид социальных выплат — пособие для семей, в которых родился первый ребенок. Выплачивать его будут ежемесячно до достижения первенцем возраста полутора лет.

В нашей республике размер выплаты будет равен прожиточному минимуму на ребенка, который установлен за II квартал предыдущего года. Выплату получат семьи со среднедушевым доходом, не превышающим 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе. По прогнозу, в 2018 году выплата будет получена на более чем 5 с половиной тысяч детей.

Для улучшения демографической ситуации немаловажно и то, что республика выполнила все установленные в майских Указах Президента показатели по снижению смертности, в том числе младенческой.

 Уважаемые коллеги! И в первую очередь я обращаюсь к Правительству Удмуртской Республики и Главам муниципальных районов и городских округов. Всё то, о чём я сейчас сказал, большая просьба, - донесите до населения. Очень много поступает сообщений. Люди не совсем понимают вот эти расчеты. Поэтому нужно простым доступным языком это объяснять. Также с этим я обращаюсь к депутатам Госсовета.

Еще одна «указная» тема – обеспечение доступным и комфортным жильем, а также повышение качества жилищно-коммунальных услуг.

В 2017 году завершена реализация Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного аварийным до 1 января 2012 года. Расселено 683 многоквартирных дома общей площадью 106,4 тыс. кв. м. Переселено 8 тысяч 600 человек из аварийных помещений общей площадью 2 тыс. 600 кв. метров.

Все муниципальные образования справились с поставленной задачей, региональная программа выполнена на 100%. Сегодня в городе Глазове я буду принимать последний объект по этой программе. Но вместе с тем, остается нерешенным целый ряд вопросов. Это, прежде всего, качество построенного жилья. До середины 2018 года необходимо решить вопросы по устранению замечаний как минимум в 7 домах, расположенных в Малопургинском районе, и 5 домах в городе Ижевске. 

Всего же, по данным общественников, Общественной палаты и Общероссийского народного фронта у нас на момент создания комиссии по выявлению и устранению этих недостатков было около тысячи замечаний к построенному жилью.

Несмотря на то, что мы в соответствии с критериями федеральную программу выполнили, уважаемые коллеги, речь идёт о комфорте и комфортном жилье для наших граждан. И пока не будет устранено последнее замечание, мы будем для себя считать программу невыполненной.

Кроме того, проблемным вопросом является наличие большого объема аварийного жилищного фонда, признанного аварийным после 1 января 2012 года. В Удмуртской Республике сформирован реестр, включающий 737 аварийных домов общей площадью более 94 тысяч  кв.м. Количество помещений, включенных в аварийный жилищный фонд – 2668, в них проживают более 6 тыс. человек.

Для того, чтобы решить данную проблему, необходимы большие финансовые средства. Мы с вами прекрасно понимаем состояние бюджета на данный момент, но при этом мы продолжаем искать варианты, чтобы решать данную проблему. В том числе на муниципальном уровне. Довольно успешный проект в этом направлении реализовал в 2017 году город Сарапул, где по муниципальной программе 22 декабря были введены в строй 16 квартир для переселенцев. Этот успешный опыт планируется распространить и на другие муниципальные образования региона.

В чём отличие данной программы. Мы с главой города Сарапула нашли неиспользуемый жилой фонд, на ремонт и реконструкцию которого потребовалось значительно меньше средств, чем по расчетам по федеральной программе.

 В 2017 году мы приступили к разработке муниципальных программ переселения с новыми механизмами переселения. В основе таких программ должны лежать механизмы, стимулирующие граждан к улучшению жилищных условий за счет действующих программ, например, льготной ипотеки. Кроме того, муниципалитеты должны проработать вопросы привлечения инвесторов для застройки территории, на которой находится аварийный жилищный фонд, перевода в жилые помещения муниципального нежилого фонда.

 Уважаемы коллеги, в зоне особого внимания – поддержка в улучшении жилищных условий молодых семей. 47 семей получили субсидии на приобретение либо строительство жилья в рамках федеральной программы «Жилище» и 260 семей – по республиканской программе «Молодежная квартира». В общей сумме на эти цели направлено более 89 млн рублей из республиканского и федерального бюджетов.

 В целях повышения доступности приобретения жилья на первичном рынке Удмуртской Республики, доступности населению ипотечных займов и увеличения объемов ипотечного жилищного кредитования с 2018 года планируется начать реализацию пилотного проекта, предусматривающего предоставление займов по ставке на 3 процентных пункта ниже действующих по ипотечным продуктам нашего Агентства ипотечного жилищного кредитования.

Таким образом, ипотечная ставка для заемщиков может составлять от 5,75% годовых.

В 2017 году удалось решить проблемы «обманутых дольщиков» на двух объектах. Дом на ул. Петрова в Ижевске введен в эксплуатацию силами созданного жилищно-строительного кооператива, в Завьяловском районе дольщики получили страховые выплаты в полном объёме.

Определились с решением проблемы 172 дольщиков в посёлке Хохряки, найден инвестор, готовый выполнить обязательства перед дольщиками в рамках процедуры банкротства.

Ключевым приоритетом Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации до 2020 года является развитие концессионной модели государственного частного партнерства.

В настоящее время в республике действуют 43 концессионных соглашения в 12 муниципальных образованиях. Общий объем инвестиций, предусмотренный по заключенным концессионным соглашениям, составляет 5 млрд 400 млн руб.

В республике реализуется приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды». На этом я хотел бы особое внимание заострить, поскольку по итогам его реализации мы понимаем, что это один из самых эффективных и нужных для людей проектов.

На благоустройство дворов и общественных территорий Удмуртской Республики предусмотрены федеральные средства в размере 273 млн рублей, при этом софинансирование из бюджета Удмуртской Республики составило 122 млн 700 тысяч рублей. Итого средств на реализацию этой важной программы в 2017 году поступило  - 395 млн 800 тысяч рублей.

При этом важно отметить народное софинансирование. Придомовые территории мы софинансировали с участием граждан. Так вот, общий объём собранных гражданами средств составил 19 миллионов рублей.

На реализацию приоритетного проекта в республике в 2018 году будет направлено минимум столько же средств, как и в 2017-м. Ещё раз повторюсь, это крайне важный для нас проект.

Далее. Повышение эффективности органов власти и управления.

Для эффективной реализации поставленных задач необходима слаженная работа Правительства республики, глав муниципальных районов и городских округов, муниципальных образований и, безусловно, депутатского корпуса. В текущем году начат процесс по реорганизации структуры правительства. Из 36 органов государственного управления с 1 января 2018 года останется 28. Реорганизации подлежат 15 министерств и ведомств республики. Часть из них будет укрупнена путем объединения.

Формирование структуры органов исполнительной власти происходило с учетом задач по оптимизации управления и устранению дублирующих функций.

Критерием назначения новых руководителей стали профессионализм и эффективность. При этом важно отметить, что новые руководители республиканского правительства проходили собеседования и конкурсные процедуры в федеральных структурах.

Работа Правительства Удмуртской Республики и органов местного самоуправления с самого начала строится как работа единой команды.

На это нацелено и системное профессиональное обучение руководителей в рамках специально созданного «Университета компетенций». 

Нам хочется считать членами общей большой Команды и депутатов Государственного Совета республики.

Важнейшим вопросом и одновременно вызовом в 2017 году стало приведение в порядок бюджета региона. Этой работой мы также занимались вместе.

Сегодня бюджет исполняется сбалансировано, социальные обязательства перед населением республики выполняются своевременно и в полном объёме. Здесь я очень прошу, коллеги, заострить на этом внимание. И не позволять различного рода спекуляций на эту тему. Ещё раз повторю, что социальные обязательства перед населением республики выполняются своевременно и в полном объёме. Необходимые средства в бюджет 2018 года заложены.

За счет чего это удалось сделать?

Мы ушли от практики завышения доходов республики, которая традиционно приводила к необеспеченным расходным обязательствам и заимствованиям для исправления ситуации.

 Ужесточили долговую политику региона, чтобы выполнить условия Соглашения с Минфином России.

Поставленная на 2017 год задача неувеличения объема государственного долга – выполнена.

Впервые за последние годы мы остановили рост госдолга. В первоначальном варианте закона о бюджете на 2017 год госдолг планировался в сумме 52 млрд рублей – на 3,1 млрд больше, чем годом ранее. Мы приняли решение – полностью отказаться от новых заимствований и оптимизировать внутренние расходы. Внесли соответствующие изменения в бюджет. Таким образом, госдолг республики останется на уровне прошлого года и составит 48,9 млрд рублей.

Мы активно работаем со структурой госдолга: снизили объем дорогих коммерческих кредитов на 2,7 млрд рублей, заместив их бюджетными.

В результате экономия бюджетных средств по обслуживанию госдолга за 2017 год составит 1 млрд 100 млн рублей.

В следующем году планируем сократить госдолг на 1,9 млрд рублей – до 47 млрд рублей. Конечно, полностью отказаться от привлечения коммерческих кредитов пока не получится, но если мы будем их привлекать, то только на погашение ранее взятых более дорогих кредитов. Мы сейчас над этим с финансовым блоком правительства очень серьёзно работаем.

Важное направление – повышение эффективности и рациональное использование бюджетных средств.

Начата работа по отмене непервоочередных расходов и расходов, не отнесенных к региональным полномочиям. По итогам инвентаризации расходных обязательств установлено 11 направлений, по которым принято решение об их отмене с 1 января 2018 года. Аналогичную работу необходимо провести и на муниципальном уровне. Результатом её должно стать выявление внутренних резервов и снижение нагрузки на расходную часть бюджета республики и местных бюджетов.

Отдельные направления работы по повышению эффективности бюджетных средств вошли в обновленный План финансового оздоровления региона, утвержденный в октябре текущего года. Все мероприятия Плана должны быть безусловно выполнены. Бюджетный эффект от его реализации оценивается в 2017 году в 2 млрд рублей, в 2018 году – также в 2 млрд рублей. При формировании проекта бюджета на 2018 год эти суммы учтены.

В новый формат переводится государственный финансовый контроль в сфере закупок.

В настоящее время мы выстраиваем систему полного цикла бюджетного контроля: от предварительного, в момент планирования закупок и санкционирования операций, до последующего, осуществляемого по результатам исполнения контрактов.

С 1 июля этого года осуществляется казначейское сопровождение контрактов, заключаемых на сумму свыше 1 млн руб. Министерством здравоохранения, Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики и подведомственными им заказчиками.

Бюджетный эффект от внедрения данной системы по итогам 2017 года составил 203 млн рублей. Уважаемые коллеги, это касается двух министерств – эффект 203 млн рублей!

С 1 января 2018 года на казначейское сопровождение госконтрактов перейдут все министерства и ведомства республики.

 Построение закупок по принципу «одного окна» позволит усовершенствовать централизацию закупок и оптимизировать структуру заказов.

Формируется региональный каталог типовых товаров, работ, услуг, который, в свою очередь, позволит существенно сократить время проведения торгов и предупредить завышение цен на закупаемые товары, работы и услуги.

Таким образом, финансовый контроль выходит на новый качественный уровень: от проверок – к управлению рисками.

Благодаря взвешенной бюджетной политике в 2017 году удалось дополнительно привлечь из федерального бюджета 2,5 млрд рублей дотаций, субсидии в объеме 3,7 млрд рублей, финансовую помощь из резервного фонда Президента Российской Федерации в сумме более 300 млн рублей на завершение строительства социальных объектов.

Таким образом, по оценке 2017 года мы привлекли на 6,5 млрд рублей больше, чем планировалось в начале года.

В будущем году республике впервые выделяется значительный объем дотаций. В ходе работы над проектом бюджета на 2018 год сумма дотаций была увеличена на 2,8 млрд рублей и составит 8,2 млрд рублей.

Активнее прошла заявочная кампания. В результате объем субсидий Удмуртии на 2018 год увеличен более чем на  1 млрд рублей и в целом составит 3 млрд 283 млн рублей. По сравнению с первоначальным планом на этот год – рост более чем в 3 раза. Напомню, первоначальный план на 2017 год по субсидиям был 1 млрд 65 млн рублей. Но, обращаюсь, к правительству: коллеги, я не удовлетворён, тем не менее, проделанной работой. Мы очень многое упустили, так и не смогли войти в адресную инвестиционную программу ни в 2017-м, ни со значительным объёмом на 2018 год. Поэтому, несмотря на значительно увеличение объёма субсидий, считаю, что мы с вами недоработали. Поэтому в течение всего следующего года мы с вами обязаны продолжить работу более активно по привлечению дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета на реализацию в первую очередь социальных проектов.

В 2018 год необходимо продолжить решение задач, направленных на обеспечение сбалансированности бюджета и повышение его устойчивости.

Безусловно, магистральное направление – укрепление собственной доходной базы. Особое внимание нужно уделитьросту поступления имущественных налогов.

Кроме того, мы будем системно подходить к оптимизации расходов путем:

- снижения объема расходов на закупки товаров, работ и услуг, отказа от закупок товаров и услуг повышенной комфортности;

- повышения эффективности использования государственного имущества;

- увеличения доходов учреждений за счет средств от приносящей доход деятельности;

-  учета применения принципов адресности и нуждаемости в мерах социальной поддержки.

Отдельно хотелось бы коснуться темы повышения эффективности использования государственного имущества.

Прошу вывести на слайды информацию.

Показательным примером неэффективной работы госпредприятий стали в нынешнем году ГУПы «Аптеки Удмуртии» и «Фармация». В июле месяце мы вынуждены были ввести для них антикризисное управление. Вы видите картинки, подумайте, что бы это могло быть? Это активы «Аптеки Удмуртии» и «Фармация». И мы за них платим налоги, отапливаем эти помещения. Мы вот так относимся к нашим активам.

На момент, когда мы были вынуждены ввести антикризисное управление, ГУП «Фармация» была близка к ликвидации: кредиторская задолженность более 300 млн рублей. Из-за ошибок руководства предприятие дополнительно оплатило налоги и штрафы в федеральную казну в размере 10 млн рублей.

Коллеги, к 4 кварталу ГУП «Фармация» вышла на операционную прибыль – 12 млн рублей!

В 1 квартале 2018 года в рамках своей основной деятельности на операционную прибыль должно выйти и ГУП «Аптеки Удмуртии». Здесь было 75% неиспользуемых площадей! Помимо этого, несмотря на финансовые сложности, вы помните, что ГУП «Аптеки Удмуртии» смогли приобрести за заёмные средства так необходимый республике мобильный диагностический комплекс. Главы муниципальных районов и городских округов знакомы с работой детского и взрослого комплексов, знают, насколько он важен особенно для отдалённых городов и сёл. При этом сохранится социальная нагрузка, и не будут закрыты даже убыточные для предприятия аптеки. Когда у нас в центре города аптека генерит 5 млн убытков в год – наверное, здесь что-то не так в управлении.

Схожая ситуация была и в автономном учреждении «Удмуртлес», ответственном за тушение лесных пожаров и лесовосстановление. Здесь антикризисная программа была запущенас августа 2017 года. В тот момент на предприятие было подано заявление от налоговой на банкротство. Убыточность «Удмуртлеса» составляла 50 млн рублей каждый год, что постоянно гасилось прямыми бюджетными субсидиями. Многолетняя налоговая задолженность превысила 115 миллионов рублей.

В результате изменения закупочной политики, наведения порядка с контрагентами деятельность учреждения с сентября вышла в плюс. Просроченная налоговая задолженность сокращена до 52 миллионов рублей, неукоснительно соблюдаются все социальные обязательства. По результатам года убытки прошлых периодов компенсированы, предприятие впервые вышло на положительный финансовый годовой результат в 4 миллиона рублей. Всё это самостоятельно, без бюджетной помощи. Та сумма, которая была предусмотрена в бюджете 2017 года, не будет потрачена на латание дыр в «Удмуртлесе». Мало того, в настоящее время «Удмуртлес» запускает инвестиционный проект по обновлению лесовозной техники при поддержке Минпромторга России. Объём финансирования, привлечённого в проект, более 500 млн рублей.

Почему я сделал акцент на этих предприятиях? Коллеги, у нас более трёхсот предприятий в муниципальной и государственной собственности. Помогайте! Начинайте вникать! У нас таких активов огромное количество. Это наши внутренние резервы. Мы всего за 4 месяца 2017 года вывели из кризисной ситуации два предприятия, которые уже генерят прибыль. Мы сейчас смотрим на возможности ГУП «Аптеки Удмуртии» и, возможно, будем приобретать ещё один мобильный диагностический комплекс. Повторюсь: более 300 предприятий. Пока что я встретил только одно из них действительно эффективное – это рыбхоз «Пихтовка». Конечно, такие предприятия мы не собираемся ни акционировать, ни продавать, а наоборот будем поддерживать. Там уникальный руководитель, уникальный коллектив. И здесь мы всегда подставим плечо и будем активно продвигать. Но вот такие /неэффективные/ активы – они тянут республику вниз. Обратите внимание. Исправление ситуации – это наши точки роста. 

Коллеги, уверен, что повышению эффективности работы органов государственной власти и органов местного самоуправления будет способствовать внедрение в их деятельность проектного управления.

В текущем году принято постановление Правительства Удмуртской Республики «Об организации проектной деятельности в исполнительных органах государственной власти Удмуртской Республики».

В республике утверждены 14 приоритетных проектов и 3 приоритетные программы.

Их реализация в 2017 году позволила привлечь в бюджет республики около 1,8 млрд рублей.

В 2018 году стоит задача систематизировать работу по привлечению средств из федерального бюджета в рамках государственных программ Российской Федерации, Федеральной адресной инвестиционной программы, федеральных приоритетных проектов, применив проектный подход. 

Теперь, наверное, о ключевой задаче на 2018 год. Дорожное строительство и транспорт. Уважаемые коллеги, 2018 год объявляется в Удмуртии годом дорог.

Дорожная отрасль республики прошла в этом году перезагрузку. Ещё не до конца, но результаты уже есть.  И дело не только в том, что сменилась команда – мы выработали принципиально новый подход к работе.

Нам важно не только преодолеть накопившееся отставание по ремонтам существующей автодорожной сети, но и двигаться вперед, изучая рынок современных технологий, разрабатывая и продвигая перспективные дорожные проекты.

Сложнее всего ситуация обстоит с дорогами местного значения – из более чем 11 тысяч километров нормативу соответствует лишь 30% местных дорог. Между тем, именно этими дорогами чаще всего пользуются жители республики в своей повседневной жизни. Напомню, более трети населения у нас проживают на селе.

На начало года в Республике было 87 населенных пунктов, которые в период весенней и осенней распутицы оставались полностью отрезанными от дорог с твердым покрытием. К ним не могли проехать автомобили экстренных служб – пожарные, скорая помощь.

На сегодня, благодаря проведенной работе, количество таких дорог сократилось, но не намного. У нас зафиксировано 62 участка дорог, по которым в весеннюю и осеннюю распутицу по-прежнему очень трудно проехать.  

В будущем году я ставлю перед Правительством Удмуртской Республики задачу полностью ликвидировать проблему непроезжих дорог. Подчеркну: в бюджете средства на это не заложены. Нам следует изыскать внебюджетные источники.

Как это сделать? Примерный объём на выполнение данной задачи – 2 млрд рублей. Коллеги, в собственности республики есть два достаточно крупных актива – это ДП «Ижевское» (акционерное общество) и ГУП «Удмуртсавтодор». ДП «Ижевское» сейчас компания «ВЭБ-Капитал» изучает на предмет структуры и оценочной стоимости. Мы планируем реализовать либо частично акции либо полностью на открытом рынке. И через реализацию этого актива привлечь необходимые средства для того, чтобы ликвидировать этот критичный для нас объём дорог в ненормативном состоянии. Задача сверхамбициозная, но у нас другого пути нет. Представить себе современный регион с дорогами, по которым даже экстренная помощь не может доехать до людей, мне кажется, невозможно. Иначе мы сами себя обманываем. Поэтому это – задача номер один.

На решение задачи приведения в нормативное состояние дорог вблизи крупных населенных пунктов направлен приоритетный национальный проект Минтранса России «Безопасные и качественные дороги». В рамках его реализации в Удмуртии в 2017 году выполнено 68 объектов, в том числе 56 объектов ремонта, в нормативное состояние приведено 146 км дорог Ижевской агломерации, а также выполнены мероприятия, направленные на снижение аварийности. Финансирование проекта составило почти 1,9 млрд рублей.

Успешная реализация проекта дает регионам возможность рассчитывать на увеличение объема федерального финансирования. А значит, цель работы нашего республиканского проектного офиса – показать лучший результат в реализации данного проекта.

Тем не менее, важно, чтобы строительство и реконструкция дорог выдержали проверку качества этой весной, после схода снега. Это и станет проверкой состоятельности амбиций наших дорожников.

В этой связи я прошу также активно, как и этим летом участвовать в работе дорожников. Мы создали общественный контроль, и все общественные организации приглашаем к тесному сотрудничеству. Любой формат взаимодействия будет поддержан, если он направлен на действительно объективный контроль за качеством дорог.

Уже сегодня есть понимание, что помимо заявленных объемов финансирования проекта на 2018 год в сумме 1 млрд 460 млн рублей, мы можем получить дополнительные 700 млн федеральных средств. К этой сумме добавляется еще 700 миллионов регионального софинансирования, и мы выходим на беспрецедентную цифру в 3 млрд рублей на развитие дорог Ижевской агломерации, а также городов-спутников, таких, как Воткинск, Сарапул, Можга.

Не останутся без внимания и селяне. Помимо ого проекта, о котором я говорил – о привлечении внебюджетных средств –в В рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий» в Удмуртии строятся дороги до сельских населенных пунктов. В 2017 году дороги с твердым покрытием появились в 14 деревнях. Общая протяженность новых дорог составила 40,6 км. В проект на будущий год вошли 7 объектов, но мы должны добиться включения всех запланированных 18 объектов. По этой теме была проведена серьёзная работа с Министерством сельского хозяйства и Росавтодором России, и мы надеемся на их поддержку. При этом необходимо сказать, что те 7 объектов, которые уже утверждены – благодаря перепроектированию нам удалось сэкономить 130 млн рублей. 

Выработан алгоритм решения проблемы бесхозных дорог до садоводческих массивов. Мы принимаем такие дороги на баланс соответствующего муниципалитета и далее их ремонтируем. В 2017 году таким путем благоустроенными проездами обеспечен 21 садовый массив. На будущий год эта работа будет продолжена.

 Уважаемые коллеги, ещё одна важная задача. Воздушный транспорт республики представлен  авиакомпанией «Ижавиа», которая перевезла за 10 месяцев этого года более 339 тысяч пассажиров. Это плюс 28% к аналогичному периоду прошлого года. Аэропорт «Ижевск» обслужил уже, по моей информации, более 300 тысяч пассажиров.

Я хочу отдельно поблагодарить Александра Викторовича Городилова за действительно эффективное управление и авиакомпанией, и аэропортом. Но несмотря на успехи предприятия развитие воздушного транспорта в Удмуртии затрудняется неудовлетворительным состоянием взлетно-посадочной полосы, являющейся федеральной собственностью.

Мы возлагали большие надежды на реализацию федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», одним из мероприятий которой была реконструкция аэропорта Ижевска, и просили включить нас в план финансирования. Но в связи с досрочным прекращением действия программы с 1 января 2018 года, мы рассматриваем возможность самостоятельного проведения реконструкции аэропортового комплекса. Мы достигли принципиальной договорённости с министром транспорта Российской Федерации Максимом Юрьевичем Соколовым: в том случае, если мы найдём достойного концессионера, партнёра – нам передадут в собственность взлётно-посадочную полосу, и мы таким образом сможем выйти из этой патовой ситуации. Иными словами, я ставлю задачу Правительству УР. В 2018 году провести проектирование нового аэропортового комплекса, и до 2021 года у нас должен появиться новый современный аэропорт с отремонтированной взлётно-посадочной полосой.

Далее, моногорода – важнейшая тема. Здесь я не могу не сказать о достижениях общей команды. 29 сентября 2017 года на федеральном уровне принято знаковое для нас решение о присвоении Сарапулу статуса «Территории опережающего социально-экономического развития» (ТОСЭР), который даёт его резидентам право на получение целого ряда налоговых и неналоговых преференций. Сарапул является отличным примером активной политики местной администрации по взаимодействию с бизнесом и формированию привлекательной бизнес-среды.

В будущем году мы будем бороться, чтобы такой же статус получили ещё два наших моногорода - Глазов и Воткинск.

Регистрация резидентов ТОСЭР в Сарапуле и старт первых проектов ожидается в начале 2018 года. Уже получены подтверждения в заинтересованности от 11 потенциальных инвесторов.

Развитие материальной базы социальной сферы. Всего в 2017 году в республике запланировано ввести в эксплуатацию более чем 20 объектов социальной сферы.

В числе важнейших – завершение строительства двух значимых для республики и ее столицы объектов: республиканского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями и здания школы на 825 мест по переулку Прасовскому в г. Ижевске. Оба этих объекта возводятся при поддержке федерального бюджета. Мы в ежедневном формате сейчас следим за реализацией этого федерального проекта. Поскольку ещё в начале года было сомнение в его успешности, а сейчас мы идём даже несколько опережая график.

Также завершено строительство общеобразовательной школы на 825 мест в г. Можге.

За счет средств бюджета Удмуртской Республики ведутся капитальный ремонт кровли и замена оконных блоков в 51 образовательной организации на сумму 36 млн. рублей.

Работа по привлечению средств федерального бюджета продолжается. В 2018 году на строительство объектов социальной сферы и коммунальной инфраструктуры республики планируется привлечь более 2 млрд рублей, что позволит решить проблему ряда «долгостроев».

Порядка 290 млн рублей федеральных средств в 2018 году планируем направить на завершение строительства детского сада на 220 мест на ул. Баранова в Ижевске, а также школы на 160 мест в селе Совхозный Завьяловского района. Здесь я хотел бы ещё раз поблагодарить наших депутатов Госдумы и отдельно – Андрея Константиновича Исаева. Он принял самое активное участие в продвижении этих проектов.

Еще около 355 млн рублей из бюджета Российской Федерации будет направлено в Удмуртию в рамках программы создания новых учебных мест на завершение строительства школы на 500 мест в селе Алнаши и начало строительства школы на 850 мест по улице Леваневского в Ижевске. Но, как вы поняли, это пока планы. У нас было очень много планов, в том числе по федеральным целевым программам, но не все они были реализованы. Тем не менее статья такая в бюджете есть, мы её придерживаемся.

Более 300 миллионов выделено из Резервного фонда Президента Российской Федерации – за это огромная благодарность Владимиру Владимировичу Путину – на реконструкцию физико-математического лицея в Глазове и завершение строительства поликлиники Городской клинической больницы № 4 в Ленинском районе Ижевска.

Во исполнение одного из майских Указов Президента России в республике реализуются мероприятия по модернизации региональной системы дошкольного образования.  За пять лет введено более 7,5 тысяч новых мест для дошкольников. На 1 декабря 2017 года охват дошкольным образованием детей от 3 до 7 лет составляет 99,8% от заявленной потребности. Перед нами стоит задача сохранения этой высокой, практически 100-процентной планки.   

Но при этом никуда не уйти от острой проблемы обеспечения ясельными местами малышей от 2 месяцев до 3 лет. В Удмуртии числотаких детей, ждущих зачисления в детские сады в текущем году, составляет более 7 тысяч детей. 

По поручению Президента Российской Федерации Минорбнауки России разрабатывает программу по созданию дополнительных мест в дошкольных образовательных организация для детей от 2 месяцев до 3 лет. Программа рассчитана на 2018-2020 годы. 

В настоящее время составляется перечень объектов строительства дошкольных образовательных учреждений с учетом потребности и демографической ситуации в населенных пунктах.

Крупные перемены к лучшему отмечены в 2017 году в материально-технической базе системы здравоохранения республики.

Продолжилось масштабное обновление парка автомобилей скорой медицинской помощи. Из запланированных к поставке в 2017 году 60 автомобилей в медицинские учреждения республики уже поступили 22 автомобиля, закупленных за счет средств бюджета Удмуртской Республики. На эти цели выделено 75 млн. рублей. Еще 38 автомобилей, закупленных за счет средств бюджета Российской Федерации, поступят в республику до конца года.

В 2017 году Удмуртская Республика находится на 2-м месте среди субъектов России по числу поставленных автомобилей скорой медицинской помощи за счет средств федерального бюджета.

Для повышения доступности медицинской помощи в сельской местности в текущем году приобретен диагностический мобильный комплекс, оснащенный современным лабораторно-диагностическим оборудованием.

Комплекс начал работу в сентябре текущего года. С 26 сентября уже совершено более 30 выездов. За это время порядка 1,5 тысяч жителей отдаленных населенных пунктов прошли диспансеризацию и получили консультации врачей районных больниц, не выезжая в районный центр. До конца года комплекс продолжит деятельность в населенных пунктах Можгинского, Кизнерского, Вавожского и Граховского районов.

Вы знаете, что во время визита в Удмуртию Министра здравоохранения Российской Федерации Вероники Игоревны Скворцовой мы представили ей нашу инициативу по развитию мобильной диагностической помощи. Она была поддержана. И совсем недавно на встрече с Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным Вероника Игоревна назвала положительный пример Удмуртии, предложив эту инициативу сделать федеральным приоритетным проектом. Вне зависимости от того, будет принята эта инициатива или нет, наш опыт показывает, что мы, конечно, должны идти этим путём и наращивать парк таких мобильных диагностических комплексов. 

Масштабная работа по проведению диагностических мероприятий и оказанию своевременной помощи позволила вывести Республику в число лидеров среди регионов ПФО по темпам снижения смертности.

Созданы условия для досуга населения благодаря реализации партийного проекта «Местный дом культуры» партии «Единая Россия». Из федерального бюджета привлечено  более 31 млн рублей. В итоге улучшена материально-техническая  база и проведены ремонтные работы 23 муниципальных домов культуры.

В 2018 году реализация проекта будет продолжена. Планируется привлечь из федерального бюджета 29,3 млн. рублей для 26 муниципальных домов культуры.

С 2016 реализуется инвестиционный проект «Камский берег» в городе Сарапуле. В 2017 году из федерального бюджета получено более 120 млн рублей. Реализация данного проекта позволила создать дополнительные рабочие места, привлечь внебюджетные источники на развитие туристской отрасли региона, а также  увеличить туристический поток.

В 2018 году в рамках «Камского берега» планируется поступление федеральных средств в размере 49,6 млн. рублей. Будет создано 199 дополнительных рабочих мест, привлечены средства инвесторов в размере более 750 млн. рублей.

В 2017 году запущено проектирование будущего Центра удмуртской культуры в городе Ижевске на базе бывшего театра им. Короленко. Уважаемые коллеги, я поставил задачу правительству – к  100-летию государственности Удмуртии, к 2020 году – завершить все работы по восстановлению помещения, чтобы там располагался Центр удмуртской культуры. Так, как мы и договаривались в самом начале моей работы с общественной организацией «Удмурт Кенеш».

 Для развития материально-технической базы объектов спорта планом капитальных вложений на 2017 год предусмотрено более 247 млн рублей.

Надо сказать, что за 4 года в сельской местности отремонтировано 192 спортивных зала на общую сумму – 136 млн. рублей.

В текущем году построено более 10 значимых объектов спорта, в числе которых лыжная база с крытой хоккейной коробкой в селе Якшур-Бодья, стадион с физкультурно-оздоровительным комплексом в селе Сюмси, три школьных стадиона в городе Ижевске, школьный стадион и спортивный зал в городе Можге. В следующем году, я уже говорил об этом неоднократно, из внебюджетных источников в городе Можге мы начнём строить ледовый крытый комплекс со зрительскими местами.

В рамках государственно-частного партнерства продолжается строительство двух крупных спортивных объектов. Это физкультурно-оздоровительный комплекс в д. Пирогово Завьяловского района и универсальный спортивный комплекс в городе Сарапуле с общим объемом частных инвестиций более 500 млн рублей.

За счет средств бюджета Удмуртской Республики начаты работы по строительству лыжной базы в с. Малая Пурга и спортивных сооружений в селе Киясово, где в 2018 года пройдут Республиканские сельские спортивные игры.

Коллеги, 21 ноября прошла презентация Календаря событийного туризма Удмуртии. В него вошли местные праздники, фестивали, ставшие традиционными. Такие, как «Пельменьфест», который пройдет в феврале, и только что прошедшие «Ижевская винтовка» и лыжный марафон имени легендарной Галины Кулаковой. Кстати, я считаю, что нам удалось перезагрузить наши легендарные соревнования «Ижевская винтовка». Достаточно сказать, что в течение недели трансляцию в Интернете посмотрели более 100 тысяч человек. За это отдельная благодарность Ивану Черезову, Наталье Гольцовой и всей той команде, которая в экстренном формате занималась организацией этого мероприятия. Ну а тот, кто был вчера на марафоне имени Галины Алексеевны Кулаковой смог убедиться в беспрецедентном количестве участников и на 50, и на 30 км. Получился настоявший праздник.

На спортивной части плана я уже много останавливался. Хочу обратить отдельное внимание, что Удмуртия в силу огромного запроса граждан на спорт стала первым регионом в России, который проведёт любительский чемпионат России по зимним и летним видам спорта.

Соответствующий распорядительный документ в Минспорте РФ подписан. Я всех вас поздравляю. Уверяю вас, буквально через несколько лет это будет знаковым, самым ключевым мероприятием спортивной жизни страны. Для примера: олимпиада среди любителей, в частности, прошедшая в Новой Зеландии, собрала 26 тысяч спортсменов. Это безусловно возрастающий тренд во всем мире. И я очень рад, что благодаря сплочённой работе команды мы добились права провести первый любительский чемпионат в Удмуртии.

Уважаемые коллеги! В экономике Удмуртии немало секторов, где дела складываются достаточно благополучно. По крайней мере, на сегодня. Там мы должны просто помогать, чтобы процессы развития не останавливались и получали новое качество.

Поэтому в своем докладе я затронул главным образом проблемные направления и участки работы. Назвал пути разрешения «узких» мест, как это видит наша команда. Если у кого-то есть лучшие предложения – мы открыты к диалогу.

Успех наших планов зависит от многих факторов. Но главный – вовлеченность в общую работу активной части населения нашего региона.

Условия для этого есть, и мы должны постоянно их улучшать. Создавать широкие и равные возможности для самореализации людей, для воплощения в жизнь их инициатив  в предпринимательстве, творчестве, общественной сфере.

Если потребуется, совершенствовать правовую базу.

Я искренне благодарю с этой трибуны всех, кто трудится на благо родной республики, активно участвует в общественных делах, подтверждает свою любовь к Отечеству конкретными делами.

Вашим трудом, дорогие друзья, крепнет Удмуртия. Растут экономическая мощь и обороноспособность всей России. 

Уважаемые коллеги! Завершая доклад, хочу пожелать всем нам успеха в реализации больших планов на благо Удмуртии и её народа.

Пользуясь возможностью, хочу также поздравить депутатов и всех присутствующих в этом зале, всех жителей Удмуртской Республики с наступающим Новым годом и Рождеством.

Здоровья вам, счастья и благополучия, мирного неба над головой!

Спасибо за внимание.

Возврат к списку