Официальный сайт Главы Удмуртской Республики
и Правительства Удмуртской Республики
 
  • Сегодня:
  • Время:

Стенограмма пресс-конференции Председателя Правительства УР Виктора Савельева от 3 марта 2017 года

Елена Капитоненко, пресс-секретарь Главы УР – руководитель пресс-службы Главы и Правительства УР: 

Коллеги, добрый день. Сегодня на пресс-конференцию мы вынесли темы, волнующие жителей республики, такие как утилизация ТБО, которая является проблемной для ряда наших территорий. Безусловно, кроме проблем в Удмуртии есть и достижения – например, программа газификации региона, которая начала активно реализовываться в 2016 году. Предлагаю посмотреть информационный сюжет телекомпании «Моя Удмуртия», который расскажет о реализации программы на примере конкретного района республики.

Сюжет доступен по ссылке http://www.udmurt.ru/about/info/video/316266/

Виктор Савельев, Председатель Правительства УР: 

Если говорить о программе газификации с привлечением средств граждан, которую Удмуртия реализует в пилотном варианте с декабря 2015 года, а системно – с 2016 года, то  ничего принципиального мы не изобрели. Но применили и адаптировали под свои условия инициативы других регионов. Общий уровень газификации Удмуртии - 68,5%. При этом город 82,1%, а село всего 46,8%. Таким образом, есть задача газификации прежде всего наших сельских территорий. Первый опыт 2015 года – строительство при участии граждан газораспределительных сетей в деревне Мельниково Можгинского района – дал положительные результаты. В прошлом году к программе подключились уже 17 муниципальных образований Удмуртии. 39 км сетей построено только внутри села, в дополнение к межпоселковым сетям, что позволило нам газифицировать 8 тысяч квартир, из них почти 3 тысячи на селе. Это серьёзный прорыв. В 2017 году программу, которая показала свою эффективность, продолжаем и усиливаем. Если недавно ещё не все главы «понимали своё счастье», то сегодня они наперебой просят увеличить эту статью финансирования. Пока в адресной программе закладываем на эти цели 50 млн. рублей. Но по мере формирования дополнительных конкретных проектов, где граждане подтверждают свой интерес и готовность участвовать, сумма может быть увеличена. Мы понимаем, что темпы роста газификации региона на 0,7%, как в предыдущие годы, и даже на 1,5% как в относительно успешном 2016 году, недостаточны. И ставим перед собой задачу выйти на уровень газификации плюс 2,5% ежегодно.

Елена Капитоненко: 

2017 год объявлен годом экологии. Во время подготовки пресс-конференции мы получили много вопросов именно на экологическую тематику, особенно от наших районов. Предлагаю первую часть пресс-конференции посвятить экологическому блоку.

Марина Цветухина, газета «Известия УР»: 

Получится ли провести в Год экологии работы по расчистке русла реки Чепца?

Виктор Савельев: 

Практически все экологические проблемы республики – не новые. Однако решать их приходится безотлагательно, здесь и сейчас. То же и с проблемой Чепцы. Это река непредсказуемая. Летом, в период засухи, её воды не хватает, чтобы обеспечивать населённые пункты Балезинского района с 20-тысячным населением. В половодье мы в этом районе, как правило, тонем. Думаю, все помнят паводок прошлого года. Понимая остроту ситуации, мы приняли принципиальное решение – подготовить проект расчистки русла реки Чепцы и выйти с ним для получения софинансирования на уровень Российской Федерации. Проект серьёзный, затратный (сумма вложений более 150 млн. рублей), многоэтапный. В данный момент по нему завершается подготовка проектной документации. К лету планируем выйти на этап госэкспертизы.  Федеральное финансирование рассчитываем получить в 2018-м. Но в качестве временной меры для обеспечения населения питьевой водой – в прошлом году начали и сегодня довели до конкретных результатов работу по углублению русла реки в районе водозабора. В марте Балезино получит глубинный насос – оборудование, которое позволит нам пройти пиковые периоды без особых проблем.

Алина Шадрина, корреспондент газеты «Можгинские вести» (Можгинский район): 

Как обстоят дела со строительством очистных сооружений в Можге? И в целом по республике?

Виктор Савельев: 

Практически в каждом районе Удмуртии, увы, есть населённые пункты, в которых работают в неполную силу либо вовсе отсутствуют очистные сооружения. В год экологии стараемся сделать акцент на решении этой проблемы. Удалось «сдвинуть» проект создания увинских очистных сооружений. Их безрезультатно строили 25 лет – а буквально на следующей неделе в посёлке Ува состоится официальный запуск первой очереди новых очистных сооружений. На мероприятие приглашены представители Минприроды России. В конце прошлого года я выезжал на новый объект, присутствовал на пробных запусках и лично видел результат, который обеспечивает механическая очистка – вода «на выходе» прозрачная. Для полной картины требуется ещё внедрить биологическую очистку, но это – следующий этап.

В городе Можга проблема очистных сооружений также со стажем: были и предписания прокуратуры, и штрафы за негативное влияние на окружающую среду. Последние два года мы активизировали работу в районе. И, хотя решение затягивается из-за действий нерадиво подрядчика, всё же есть результат – проведены торги, закуплено оборудование. Этап механической очистки в Можге также будет внедрён в 2017 году. Здесь важно сказать, что специалистам пришлось работать с проектом очистных, созданным в 90-е годы, – громоздким и дорогостоящим. Мы его модернизировали и при остаточной ценности проекта более 200 млн. рублей уложились в реальную сумму – 90 миллионов. Такой подход планируем транслировать и на других объектах. В их числе – посёлок Балезино (2017 год – продолжение строительства очистных сооружений); посёлок Кез, село Дебёссы, село Подгорное Киясовского района - в этих населённых пунктах на текущий год запланировано начало строительства. Чтобы был задел на будущее, мы начали проектировать очистные сооружения и канализацию в посёлке Пижил Сюмсинского района, селе Понино Глазовского района, в сёлах Шаркан и Якшур-Бодья, в посёлке Яр. Надо сказать, такого бума по строительству очистных сооружений в республике уже давно не было.

Наталья Почепцова, корреспондент журнала «Республика»: 

Как Удмуртия планирует решать проблемы с захоронением и переработкой мусора?

Виктор Савельев: 

Вы знаете, что эта проблема регулируется рядом федеральных документов, в том числе новых. Ими первоначально предписывалось, что с 2017 года регионы должны выбрать регионального оператора и начать работу по строительству полигонов ТБО, мусоросортировке и мусоропереработке. Но, по причине длительного оформления документов на уровне России, в конце прошлого года были приняты новые, уточняющие, нормативы. В соответствии с ними, регионы должны начать работу через регионального оператора не позднее 2019 года. И, хотя теперь в запасе время есть, Удмуртия начнёт работу уже в этом году, с тем, чтобы региональный оператор приступил к выполнению своих обязанностей с 1 января 2018 года.

По региональному оператору – предварительно есть решение, что это будет государственная структура, чтобы не отдавать регулирование в частные руки. Роль частного бизнеса – заниматься перевозкой, сортировкой, окончательным складированием и переработкой мусора. Важно понимать, что региональный оператор не решит вопросы, если в республике отсутствует территориальная схема движения и утилизации ТБО. Такая схема составлена. Она прошла первый этап согласования в Минприроды России, вернулась на доработку в республику и после корректировок вновь направлена на утверждение в Москву. В ближайшее время террсхема будет окончательно утверждена – и станет основой для работы.

Важное направление, предусмотренное территориальной схемой, – сортировка. Только 7% коммунальных отходов используется как вторсырье – этот показатель верен как для России, так и для Удмуртии. И это низкий показатель. Мировой – 25-30%. Надо к нему стремиться. И без мусоросортировки этого не сделать. Предполагается, что в Удмуртии будут действовать два  мусоросортировочных комплекса – в Глазовском и Завьяловском районах; для их создания уже найдены потенциальные инвесторы. Комплексы эти будут обслуживать практически всю территорию Удмуртии. Всё, что не найдёт применения на стадии мусоросортировки, будет складироваться на полигонах.

Теперь про полигоны. Ряд из них, например, в Якшур-Бодье уже построен, некоторые, например, в Сарапуле, - строятся. Первая очередь полигона в Увинском районе будет сдана в марте 2017 года. В ближайшее время начнётся строительство полигона в Глазовском районе. Важно, что это уже не те полигоны, к которым мы с вами привыкли. Новые полигоны создаются по новым технологиям. Ключевое условие, например, прорезиненное дно, исключающее попадание загрязнений в питьевые источники.

Организационная работа предстоит большая. И важно, чтобы население понимало: новый уровень обустройства полигонов, мусоропереработка, своевременный вывоз мусора – всё это предполагает обязательную плату каждым жителем Удмуртии. Сегодня эти услуги оплачивают 20-30% населения. С 1 января 2019 года за вывоз и утилизацию отходов платить будут обязаны все собственники помещений.

Ольга Ветошкина, заместитель главного редактора газеты «Пригородные вести» («Завьяловский район): 

Сколько средств выделено на рекультивацию свалки по Сарапульскому тракту? И как будут использоваться эти земли после рекультивации?

Виктор Савельев:

Объект в Завьяловском районе будет рекультивирован с участием федеральных средств, по программе «Чистая страна». Республика включилась в неё именно с проектом рекультивации этого полигона. Общая стоимость рекультивации – почти 190 млн. рублей. Средства выделены, программа двухлетняя. Надеюсь, проведём все необходимые торги и программу выполним. Если же говорить о сути рекультивации, то территорию бывшей свалки предполагается засыпать слоем глины, затем земли, засадить дёрном и деревьями.  

Мария Катаева, корреспондент телекомпании «Гарант» (г. Глазов):  

Вопросы охраны окружающей среды в Глазове стоят как никогда остро. Высказывается мнение, что в городе появилась угроза загрязнения питьевой воды из-за строительства полигона ТБО. С другой стороны, мы понимаем, что подобный полигон Глазову нужен. Возможен ли компромисс в сложившейся ситуации?

Виктор Савельев: 

Обеспокоенность населения, с одной стороны, объяснима. С другой – ситуация искусственно «подкручивается». Потому что проект полигона, о котором идёт речь, прошёл полную экологическую экспертизу федерального уровня. Технология не уникальная, но чётко регламентирующая все параметры складирования ТБО и исключающая любое загрязнение окружающей среды. Тем не менее, озвучиваются опасения, что из-за близости к «Сянинскому водохранилищу» полигон может загрязнить поверхностные источники питьевого водоснабжения. Это не так. Во-первых, это не Сянинское водохранилище, а Сянинское хранилище подземных вод. Оно находится на глубине 50-60 метров. Как геолог вам говорю, что источники питания этого хранилища совершенно другие. Они находятся в сотнях километров. Просачивание сверху не имеет к хранилищу подземных вод никакого отношения! Реальная глубина просачивания не превышает 15-20 метров. Дальше воду не пропускают глинистые пласты. Во-вторых, проект полигона предполагает физическое удаление от зоны санитарной охраны Сянинского хранилища на 1,5 км. В-третьих, Правительство рассматривает и компромиссный вариант – перенести полигон по захоронению ТБО на другую территорию. Но в перспективе, как я уже говорил, в Глазовском районе будет строиться мусоросортировочная станция, затем – мусороперерабатывающий завод. После этого необходимость в полигоне для захоронения ТБО резко снизится.  И здесь уже вопрос к инвестору (а полигон будет строиться за счёт частных инвестиций), насколько он заинтересован в создании крупного полигона всего на полгода-год. Резюмируя, скажу, что вопрос на контроле. И главное – никаких действий, снижающих качество жизни населения района, мы не допустим. В обязательном порядке будем привлекать к обсуждению общественность и доводить информацию до жителей района.

Елена Капитоненко: 

Районы Удмуртии сталкиваются с ещё одной проблемной темой. Целый ряд сходных вопросов поступил от районных газет Вавожского, Селтинского, Сюмсинского районов. Озвучить волнующий всех вопрос мы попросили представителей «Увинской газеты».

Пётр Люкин, корреспондент «Увинской газеты» (Увинский район): 

Самый проблемный вопрос в Увинском районе сегодня – пассажирские перевозки. Республика знает эту проблему. Какие пути её решения видит Правительство и чем может помочь?

Виктор Савельев: 

Ещё один вопрос «с бородой». В республике ещё десять лет назад действовала стройная система «Удмуртавтотранса» - пока это предприятие не стало частным, а новые собственники не решили, что увинский куст – убыточен. «Ува-Автотранс» продали, организовав на его базе ООО «Ува-Авто», собственники которого, опять же из экономических соображений, закрыли в посёлке Ува и на территории Увинского района ряд маршрутов. По некоторым маршрутам удалось договориться, но этот «остаток» не устраивает население. Мы знаем о проблеме. Неоднократно обсуждали эту тему с Минтрансом, с Администрацией Увинского района, с привлечёнными специалистами. Чтобы хотя бы частично снять напряжённость, подключили частных перевозчиков. Но их маршруты – маршруты с нерегулируемыми ценами. В итоге населению приходится платить примерно в 1,5 раза больше базовых тарифов. И даже в этой ситуации перевозчик всё равно не идет на возобновление ряда необходимых людям маршрутов. Так что проблема есть. Она актуальна не только для Увы, но и для Вавожского, Селтинского, Увинского районов – всей территории, которую раньше обслуживало предприятие «Ува-Автотранс». Тем не менее, ситуация на контроле. Прямую дотацию из бюджета выделить районам мы не можем, но можем оказать помощь и поддержку в части организации маршрутов, работы с перевозчиками. Так, осознав проблему с перевозками по межмуниципальным маршрутам – Ижевск-Ува, Ижевск-Кильмезь, Ижевск-Сюмси – мы пришли к решению, что перевозчика необходимо менять – и сейчас организуем для этого новые торги. 

Елена Капитоненко: 

У нас есть целый блок вопросов о бюджете и работе бюджетообразующих отраслей Удмуртии. Пожалуйста, вопрос от журнала «Деловая Репутация».

Ксения Вахранёва, обозреватель журнала «Деловая Репутация»: 

Каковы Ваши прогнозы по исполнению бюджета Удмуртии на 2017 год? Насколько ситуация будет отличаться от 2016 года?

Виктор Савельев:

Сначала несколько слов о бюджете 2016-го. Он был непростым. И, хотя доходов бюджет Удмуртии получил на 13% больше уровня 2015-го, это всё равно было на 8% ниже плана. Некоторое недовыполнение отмечалось и по расходам, но мы выполнили все социальные обязательства – это зарплата работникам бюджетных отраслей, с учётом роста МРОТ, поддержка всем категориям льготников, обеспечение коммунальной инфраструктуры, масштабная программа строительства ФАПов и обновления парка «скорых», софинансирование федеральных программ, кредитование бюджетов муниципальных образований. Кроме того, республика закрыла львиную долю задолженности перед строительной отраслью – начав 2016 год с кредиторской задолженности в 3 млрд. рублей, в конце года мы вышли на 600 миллионов. Многое сделано. Но как всегда не хватает средств на развитие. Поэтому в республике столько хороших проектов пока не реализованы.  Многие из них в соцсфере, - это школы, больницы, детсады.

Сходная ситуация прогнозируется и по бюджету 2017 года. Доходы - 61,3 млрд. рублей; расходы - 65,5 миллиардов. Бюджет опять свёрстан с дефицитом.  Конечно, нам было бы гораздо проще исполнять бюджетные обязательства, если бы между регионом и федеральным центром была реализована схема налоговых отчислений «50х50» (справочно: в настоящее время только 34% от общей суммы собранных в Удмуртии налогов остаётся в регионе, а 66% направляется в РФ). Тогда России мы бы очень многие вопросы не задавали. Пока же приходится брать коммерческие кредиты, наращивать госдолг, так как нам не хватает доходов на обеспечение полномочий.

Всё это на фоне очень хороших результатов, которые демонстрируют  базовые отрасли промышленности. Объем промпроизводства Удмуртии - 515 млрд. рублей, и он существенно вырос. Не менее стабильно работают и нефтедобывающие предприятия. С 2000 года Удмуртия держит примерно на одном уровне планку добычи нефти. В этом году очередной рост – добыли 11 млн. тонн, динамика почти плюс 1,5%. И по налогам неплохо сработали. Хотел бы поблагодарить компанию «Белкамнефть», которая дополнительно выплатила более 4 млрд. рублей налога на прибыль. Это позволило республике исполнить многие социальные обязательства. Прошу представителей СМИ не забывать и про юбилейные даты – в этом году компании «Удмуртнефть» исполняется 50 лет. В «нефтянке» трудится много профессионалов своего дела, которые обеспечивают, в том числе, финансовую стабильность республики. Нельзя не отметить успехи аграриев. Особенно хорошо сработали предприятия переработки, в частности, «КОМОС-Групп».

Так что движемся. В 2017 году план по доходам должны выполнить. В прошлом году были возвраты по налогам в связи с перерасчётом налоговой базы. В этом – таких предпосылок нет. Что, в том числе, является результатом  работы комиссии по взаимодействию с крупнейшими налогоплательщиками, которая действует при Главе Удмуртии Александре Соловьеве.

Алёна Селезнёва, главный редактор ИА «Удмуртия»: 

Госдолг Удмуртии продолжает расти, несмотря на прилагаемые властями региона усилия по сокращению коммерческих заимствований. Какие ещё шаги будут предприняты для того, чтобы остановить рост госдолга и добиться снижения?

Виктор Савельев:

Госдолг республики – почти 49 млрд. рублей, из них объём рыночных заимствований – около 30 млрд. руб. Если говорить о соотношении бюджетных и коммерческих кредитов, то процент коммерческих уменьшается. Но если считать в абсолютных цифрах, то он практически неизменен. Объективная реальность – общий долг растёт. Да, у нас есть соглашение с Минфином РФ, где прописаны чёткие нормативы по объёму госдолга. Мы в них укладываемся, так как доходы региона составляют 52 млрд. рублей, и госдолг их не превышает. Но критическая точка близко. Это связано с единственным фактором, исторически сложившейся структурой налоговых отчислений из нашего региона в Россию. При схеме «50х50», о которой я уже упоминал, Удмуртия может получать ежегодно 14 млрд. рублей дополнительных доходов, что позволяет полностью отказаться от заимствований для выполнения республиканских обязательств. Таким образом, мы ждём от федерации принципиального решения о распределении налогов. Оно, скорее всего, будет сформулировано только к концу года, так как думская комиссия по рассмотрению межбюджетных отношений создана недавно, а все решения, связанные с изменениями бюджетного кодекса, быстро не принимаются. Поэтому пока будем использовать имеющиеся механизмы – отрабатывать с Москвой тему привлечения бюджетных кредитов для замещения коммерческих.

Снежана Ляпнёва, корреспондент журнала «Деловой квадрат»: 

Планировалось, что в ближайшее время в Удмуртии появится Агентство по Госзакупкам. Создан ли он? Когда начнет работать?

Виктор Савельев:

Тема важная. Мы рассматриваем её с определённой периодичностью. Полтора года назад республика уже почти «созрела» для того, чтобы создать подобную структуру. Однако взяли паузу, чтобы подойти к решению вопроса взвешенно, изучив опыт других регионов. Принципиальное решение было принято в конце прошлого года – тогда Глава Удмуртии подписал Указ о создании единого органа, который аккумулировал бы полномочия в сфере государственных закупок четырёх министерств – Минэкономики, Минстроя, Минтранса и Минздрава УР. Основная организационная работа уже проведена. Новым руководителем Агентства должен стать Сергей Трифонович Лукин, ранее возглавлявший Госнаркоконтроль. В конце марта новый орган будет создан. Но создать – ещё не значит начать работу. И, чтобы исключить риски перерывов в госзакупках, решено сохранить работу по прежней схеме до 1 июля. После этого все полномочия по госзакупкам перейдут в единый орган. Мы рассчитываем, что такая реорганизация существенно сократит бюджетные издержки за счёт проведения укрупнённых торгов. Плюс усиливается антикоррупционная составляющая; включаются контрольные механизмы, которые позволят руководителям министерств и ведомств не повторить ошибок некоторых чиновников Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии.   

Елена Керн, выпускающий редактор ТРК «Моя Удмуртия»: 

До 1 марта республиканские министерства должны были отправить в Москву предложения по приоритетным проектам, чтобы получить по ним софинансирование. Успели ли мы заключить соглашения с федеральным центром, получим ли федеральные средства?

Виктор Савельев: 

Должны были успеть и успели. Объём федерального финансирования по соглашениям с Россией составил 3,2 млрд. рублей. С учётом софинансирования из республиканского бюджета общая сумма на реализацию в регионе государственных программ – 4,7 млрд. рублей. Наиболее крупные суммы Удмуртия получит по таким направлениям как строительство и реконструкция сельских дорог (520 млн. рублей), создание новых мест в общеобразовательных организациях (392 млн. руб.), единая субсидия на содействие достижению целевых показателей программ развития АПК (405 млн. рублей) и другие. Все 37 соглашений подписаны вовремя, и в марте-апреле эти средства должны поступить в республику.

Андрей Сенчёнок, корреспондент ИА «Интерфакс» в Приволжском регионе: 

Хотелось бы уточнить подробности о работе крупных промышленных предприятий – ИЭМЗ «Купол», Концерна «Калашников», Воткинского машзавода.

Виктор Савельев: 

Все перечисленные предприятия - наши флагманы, экономика региона серьёзно зависит от их работы. При этом важны как объёмы производства, так и социальная сторона. Несколько цифр. ИЭМЗ «Купол» увеличил объемы производства почти в 5 раз – за счёт выполнения в прошлом году крупного оборонного заказа. Концерн «Калашников» - рост 164,7%, «Ижевский механический завод» - 194,6%. Объёмы производства АО «Воткинский завод» выросли на 2,6%, рост небольшой, но стабильный.

В бюджеты всех уровней от предприятий ОПК Удмуртии поступило более 17 млрд. рублей налоговых платежей, это более 60% от всех поступлений по обрабатывающей отрасли.

Теперь зарплата. Раньше все стремились в «нефтянку», так как там были самые высокие зарплаты. Сегодня средняя зарплата на предприятиях ОПК – 39,9 тыс. рублей. Для сравнения – на одном из нефтедобывающих предприятий – 42 тысячи. Суммы выравниваются. Не случайно сегодня всё больше молодёжи поступают в технические вузы и стремятся устроиться на завод. Это хорошая тенденция.

Кроме того, предприятия промышленного сектора, в котором сегодня, кажется, просто нет аутсайдеров, активно инвестируют. Не случайно в целом объём инвестиций по 2016 году составил 85 млрд. рублей – именно такую планку по привлечению инвестиций ставил перед Правительством Глава региона. А к сентябрю, когда цифры будут уточнены, не исключаю, цифра может достичь и 90 млрд. рублей.

Алёна Селезнёва, ИА «Удмуртия»: 

Как идет процесс создания кластера нефтегазового оборудования? И в продолжение темы кластеров - будут ли сделаны какие-то оргвыводы властями Удмуртии в связи с докладом Государственного контрольного комитета о ситуации в Удмуртском машкластере? На какую поддержку по нему может рассчитывать Удмуртия в этом году?

Виктор Савельев: 

Республика долго добивалась того, чтобы Удмуртский машиностроительный кластер состоялся. В прошлом году прошёл первый этап финансирования, и мы закупили в интересах кластера два станка с ЧПУ и 3D-принтер. На этом оборудовании, которое было установлено на площадях Концерна «Калашников», в прошлом году прошли обучение 52 человека. Да, для начала полномасштабной работы обучающего центра в рамках Удмуртского машиностроительного кластера требовалась лицензия, а с её получением возникли проблемы. За эти проволочки кластер и получил критику от Контрольного комитета. Второй фактор – нерациональное использование «суперкомпьютера», который был передан в одну из республиканских структур с расчётом – использовать его в интересах промышленного комплекса. Однако нужные контакты, способные дать загрузку компьютеру, пока не завязываются, и критика, увы, справедлива. Мы сделали оргвыводы, составили «дорожную карту» по устранению замечаний. Срок – ближайший квартал. Иначе будем расставаться с руководством УМК.

Если говорить о финансировании промышленных кластеров, то в 2017 году оно приостановлено на федеральном уровне в связи с секвестированием бюджета. В этом году машиностроительный кластер не получит федеральных вливаний. Однако это не повод отказаться от организационной работы или от получения лицензии на образовательную деятельность.

Что касается нефтегазового кластера, то он уже по большому счету создан на базе завода «Техновек» - это наше якорное предприятие, флагман по производству запорной арматуры и другой продукции для нефтедобычи. Кластер заявлен в реестре Минпрома РФ, что позволит ему впредь претендовать на участие в федеральных проектах и, возможно, рассчитывать на субсидии из российской казны в следующем году. Сложность только в менталитете. На многих промышленных предприятиях региона есть отдельные направления по производству нефтегазового оборудования. И многие из технологий, которые мы считали «западными», давно уже ими «импортозамещены». В случае объединения компетенций, масштабов производства этих предприятий можно было бы получить хороший синергетический эффект. Но пока сильна установка:  пусть маленький бизнес, но мой. Потребуются время и силы, чтобы её преодолеть.

Наталья Калинина, главный редактор газеты «Рассвет-Ошмес» (Якшур-Бодьинский район): 

Чуровской завод бывший флагман экономики Якшур-Бодьинского района, какие мероприятия сегодня проводятся правительством по его реанимации? Появились ли инвесторы?

Виктор Савельев:

Строительная отрасль и особенно производство строительных материалов оказались чувствительны к кризисным явлениям в экономике. Потребление кирпича в Удмуртии за последние годы упало на 43%. Приходится завозить кирпич из других регионов, так как его поставляют нам предприятия, сумевшие провести комплексную модернизацию и обеспечить тем самым более низкую себестоимость и закупочную цену. Наши кирпичные заводы в своё время не успели модернизироваться. Некоторые исправляют ситуацию сейчас, но на это требуются время и деньги. Чуровской же завод в этой ситуации пострадал больше других. Силикатный кирпич в силу его высокой себестоимости практически не востребован, а средства в производственные линии, рассчитанные на очень высокий объём производства, - вложены не малые. В итоге полтора года назад ситуация обострилась, и предприятие было объявлено банкротом. Сейчас у него два собственника с разными взглядами на будущее завода. И, по закону, республика не может вмешиваться в судьбу объекта, на котором уже работают арбитражные управляющие. Правда буквально сегодня, 3 марта, состоится собрание кредиторов завода, на котором будет принято решение о реализации имущества. Этот этап необходим, чтобы понять, с кем из собственников останется завод – и дальше уже с ним вести переговоры и решать вопросы. А пока предприятие сохранено, ничего не растащили, имущество охраняется. Значит, остаётся возможность наладить на его базе производство востребованной на рынке продукции, например, светодиодных ламп (правда, оно не занимает все имеющиеся производственные площади) или стеновых панелей. Потенциально предприятие имеет все шансы на загрузку, хотя бы потому, что в районе сохранён кадровый потенциал – специалисты, которые сегодня вынуждены искать работу в других населённых пунктах, но готовы вернуться в случае, если завод оживёт.  

Роман Чекунов, главный редактор газеты «Авангард» (Вавожский район): 

Виктор Алексеевич, Вы были в конце прошлого года у нас в районе с рабочей поездкой, видели наши сельхозпредприятия. Что Вы думаете, насколько реалистична поставленная Главой Удмуртии задача по рациональному использованию пустующих земель. Как она коснётся нашего района?

Виктор Савельев: 

Очень важный вопрос. Главой Удмуртии поставлена задача по производству 1 миллиона тонн молока в год. Но сам по себе этот миллион ниоткуда не возьмется, для такого роста нужно создавать условия. Так, мы существенно активизировали работу по строительству новых ферм – уже в этом году заложили 106 новых. Думаю, все они будут сданы, и мы их будем поддерживать, субсидировать как из российского, так из республиканского бюджета. В области АПК у нас тоже строительный бум. Но даже если республика увеличит стадо, ему будет нужна соответствующая кормовая база. И здесь логично задуматься о 211 тысячах га неиспользуемых земель, которые составляют 15% от всей пахотной площади Удмуртии. Это большая цифра, в основном состоящая из паёв нерадивых собственников, по какой-то причине не обрабатывающих свой надел. Такие земли изъять можно, но по закону – только через суд. В прошлом году мы начали судиться, изъяв таким образом 40 га. Цифра пока ничтожная. Но в 2017-м мы выделили районам средства на судебные издержки в рамках финансирования Минсельхоза УР, и работа активизировалась. Конечно, все 211 тысяч га не восстановить – кое-где уже вырос 15-летний лес. А в Сюмсинском районе, например, сосны растут гораздо лучше, чем зерновые или бобовые. Напротив, в Вавожском районе хозяйства показывают такие уникальные результаты, что их хочется ещё более наделить землёй – так как они умеют на ней работать. В Алнашском районе вообще нет неиспользуемых земель, все в обороте. Поэтому при Правительстве и создана рабочая группа, главная задача которой – ревизия, реальная оценка. Так вот, по предварительным оценкам, всё не восстановить, но половину – реально. На этот год стоит задача – вернуть в сельхозоборот около 4,5 тысяч га.

Елена Керн, ТРК «Моя Удмуртия»: 

В 2016 году многое говорилось о программе поддержки моногородов. Какая работа запланирована на этот год? На каком этапе подготовка проектов?

Виктор Савельев: 

Можно похвалиться, что у республики сложились хорошие отношения с Фондом развития моногородов. В прошлом году мы приглашали его специалистов в Удмуртию, провели семинар, увидели, что у глав «глаза горят» – они готовы активно развивать эту тему. Затем обучили проектные команды в Москве. Учились полтора месяца, в конце года. Было совсем непросто. Однако команды приехали воодушевлённые и начали с удвоенной энергией работать над проектами. Сейчас проекты в финальной стадии подготовки – мы упаковываем их в правильную оболочку, готовим к отправке в Москву и надеемся, что многие из них «выстрелят». Поддержку от Фонда можно получить уникальную - это освобождение от налога на прибыль, от федеральной его части, и от республиканской части налогов на прибыль и имущество. По сути, это безналоговый режим, включающийся для реализации новых проектов. Отдельная тема – территории опережающего социально-экономического развития. Здесь свои заявки, в другое федеральное ведомство, но суть та же – облегчение налогового режима, создание условий для развития бизнеса, для развития городских территорий. 

Если говорить о конкретике, то один из проектов может быть реализован в 2017 году. Это проект Сарапульского мясокомбината, в реконструкцию и удвоение производительности которого планируется инвестировать почти 1,5 млрд. рублей. Первый этап оценивается в 400 млн. рублей. Инициатор проекта – компания «КОМОС-Групп». Республика и муниципалитет уже вложили порядка 4 млн. рублей в подготовку проектно-сметной документации для создания инфраструктуры инвестпроекта. Теперь дело за инвестором.

На примере Сарапула мы видим, как работает и какой даёт эффект взаимодействие городских проектных команд, республики и Фонда поддержки моногородов. Для реализации инвестпроектов республика и город инвестируют в создание городской инфраструктуры – дороги, сети. Решаются насущные городские вопросы, проблемы простых жителей.

Свежий пример. Сегодня моногорода – объекты приоритетного партийного проекта «ЕР» «Формирование комфортной городской среды». Удмуртия в 2017 году впервые получает целевое федеральное финансирование на приведение в порядок дворовых территорий по всей республике, а также на обустройство парков и скверов в моногородах. Общий объём финансирования на 2017 год, с учётом также вклада муниципалитетов, более 450 млн. рублей. Люди очень тепло воспринимают этот проект, обеспечивающий реальные механизмы и финансирование для решения застарелых проблем территорий.

Ксения Вахранёва, журнал «Деловая Репутация»: 

В 2016 году Удмуртия стала лидером в Приволжье по темпам роста малых предприятий. Какие меры поддержки малого бизнеса Вы считаете наиболее эффективными? Каковы планы Правительства УР в этом направлении на 2017 год?

Виктор Савельев: 

Наши лидерские позиции возникли не на пустом месте. В Удмуртии сегодня зарегистрировано 60,5 тысячи индивидуальных предпринимателей, и за прошлый год их число выросло на 6%. Кризис, видимо, рано или поздно проходит, дно когда-то нащупывается, люди начинают задумываться о самореализации, в том числе, и в бизнесе. Чтобы реализоваться, нужна почва. И такие условия у нас есть - я не первый раз заявляю, что в Удмуртии одно из лучших региональных законодательств в России в части поддержки малого и среднего бизнеса. Здесь активно работают государственные фонды по поддержке МСП, причём не только в Ижевске, но и в других городах и райцентрах.  Наш гарантийный фонд в 2016 году дал 127 поручительств на 400 млн. рублей, Фонд поддержки предпринимательства – 690 микрозаймов на суму 700 млн. рублей. Плюс бизнес-инкубатор, Центр поддержки экспорта, инжиниринговый центр, буквально недавно созданный региональный фонд поддержки промышленности с уставным капиталом 20 млн. рублей, который позволит привлечь банковские 200 млн. рублей. Активно работаем с Корпорацией МСП, которая обеспечивает займы под 5% годовых под реальные бизнес-проекты. Если всё это собрать, то можно говорить о довольно хороших базовых условиях для развития бизнеса.

Елена Капитоненко: 

У нас есть блок вопросов, посвящённых развитию территорий, строительству и благоустройству.

Галина Павлова, корреспондент газеты «АИФ в Удмуртии»: 

Каковы перспективы развития территории набережной Ижевского пруда, в районе улиц Горького и Милиционной? В какой срок планируется завершить реконструкцию?

Виктор Савельев: 

В прошлом году мы приняли новый генплан Ижевска, выстраданный документ. Только я провёл по этой теме не менее 50 совещаний. Документ получился рабочий. Он даёт нам возможность развивать не только центральную часть, но и целый ряд городских территорий. По микрорайону Александровский и по району «Сельхозвыставка», считаю, приняли, компромиссные, правильные решения. В новом генплане прописаны направления, в которых город теперь может развиваться. Помню, два года назад были разговоры: скоро в Ижевске будет негде строить. Сейчас посчитали: исходя из запланированного объёма ввода жилья 600-700, максимум 800 тысяч кв. метров ежегодно, нам хватит предусмотренных в генплане участков минимум на 10 лет.  В центральной части города определены приоритеты. Что бы ни говорили про точечную застройку, ни одного нового участка под неё в рамках нового генплана нет. Есть только старые участки 7-10-летней давности, которые по закону мы не могли вернуть обратно без возмещения убытков собственникам. Что касается набережной, прежде всего ул. Милиционной и Горького, там есть инвестор «Регион-Инвест», который не раз уже презентовал свой проект. Первые варианты были сформированы три года назад, и уже тогда мы пришли к решению о не громоздкой разноуровневой застройке. Более того, на перспективу предусмотрели даже строительство детсада, чтобы детей не водить через улицу. Таким образом, по этому участку мы говорим о развитии территории в рамках комплексной застройки.

Но ниже ул. Милиционной зона закрыта. По генплану это – отдельная территория, по которой будет создаваться самостоятельный план развития. Конечно, он уже и сейчас обсуждается. Но мы хотим сделать это более масштабно, с привлечением общественности, представителей профессиональных сообществ. Да, набережную надо ремонтировать. Но всю остальную зелёную зону необходимо спланировать для людей. А вот что такое «для людей» - говорите. Участвуйте. Будем слушать, «примерять» предложения. Сейчас не случайно выполнили 3D-съёмку участка набережной. Теперь его можно моделировать, добавлять новые объекты, те же парки, скверы, - и оценивать результат в 3D-проекции.  

Алёна Селезнёва, ИА «Удмуртия»: 

В какую сумму оценивается завершение реконструкции набережной Ижевска и в какой срок оно может быть проведено?

Виктор Савельев:

Могу испугать вас суммами, но реконструкция оценивается в 4,2 млрд. рублей. Работу разделили на несколько этапов. Первый – от эспланады до устья реки Подборенки – 600 млн. рублей. Возможно, на этом участке размер затрат удастся сократить. Второй – от Подборенки до пляжа, самый дорогостоящий за счёт берегоукрепительных мероприятий, стоимостью около 2 млрд. рублей. Реконструкция третьего участка, от пляжа до водозабора, оценивается в 1,6 млрд. руб. Здесь тоже предстоит берегоукрепление, благоустройство, организация дорог и пешеходных дорожек, увязка с ландшафтом парка им. Кирова. По первому этапу уже есть проект, по остальным – пока только прожекты. Будем стараться воплотить их в реальность, в том числе, с помощью федерального финансирования, которое планируем привлечь, так как затраты для регионального бюджета очень высоки.

Михаил Красильников, главный редактор газеты День.org: 

Известен ли инвестор, который готов вкладывать деньги в развитие территории ипподрома в Ижевске?

Виктор Савельев:

Пока мы не готовы дать инвесторам исчерпывающую информацию. Мастер-план и финансовая модель будут созданы до конца июня. Тогда придёт понимание, сколько стоит каждый отдельный блок - тот или иной спортивный или культурный объект, который будет создаваться за счёт инвесторов; каковы затраты на инфраструктуру (дорожки, озеленение, освещение в парковой зоне), которые возьмёт на себя уже республиканский бюджет. Собрав до конца года эту общую мозаичную картину развития территории, мы, думаю, будем готовы презентовать проект развития зоны ижевского ипподрома на ближайшем Санкт-Петербургском или Сочинском форуме.  

Якшур-Бодья, «Рассвет-Ошмес»: 

Виктор Алексеевич, идёт весна. Что бы Вы пожелали прекрасной половине человечества?

Виктор Савельев:

Женщины нас вдохновляют на всё, что мы творим в этом в мире. Всех женщин, присутствующих здесь и не только, я хотел бы поздравить с красивым праздником. Вы достойны больших букетов цветов, счастья, радости. А мы для этого должны постараться, потрудиться, иногда и вместе с вами, безусловно. 

Возврат к списку