Версия для слабовидящих
Официальный сайт Главы Удмуртской Республики
и Правительства Удмуртской Республики
 
  • Сегодня:
  • Время:

Отчёт о результатах деятельности Правительства Удмуртской Республики в 2015 году

Уважаемый Владимир Петрович!

Уважаемый Президиум!

Уважаемые депутаты Государственного Совета!

Уважаемые члены Правительства и приглашённые!

В соответствии с Конституцией нашей республики представляю отчёт о результатах деятельности Правительства Удмуртии в 2015 году.

Основные задачи на текущий год были сформулированы в моём Послании в декабре прошлого года. Поэтому сегодня я затрону главные его итоги, ответив, по ходу доклада, также на отдельные вопросы депутатов.

Значительная часть работы Правительства была связана с подготовкой и проведением празднования больших знаменательных дат истории страны и республики.

Позвольте с этой трибуны искренне поблагодарить организаторов и участников праздничных мероприятий. И особенно – наших славных ветеранов. Уверен, что все вместе мы смогли сделать праздники по-настоящему яркими.

В рамках памятных дат был проведён Год Удмуртии в Москве. Он помог продвижению положительного имиджа республики. Ответный визит гостей – официальной делегации и культурных коллективов из Москвы – намечен на июнь.

Знаковым событием стали Дни Удмуртии в Государственной Думе и Совете Федерации страны, а также в Торгово-промышленной палате России. Правительству республики необходимо активнее работать с Правительством России над реализацией постановления Совета Федерации по вопросу о социально-экономическом развитии Удмуртии.

Добавлю, что завтра пройдёт День Удмуртской Республики в Общественной палате России. Мы расскажем об опыте взаимодействия власти, бизнеса и общества в области социально-экономического развития и обеспечения межнационального мира.

Основные итоги развития в 2015 году

Демографическая ситуация

2015 год выдался очень непростым. И тем приятнее говорить о положительных результатах в сфере демографии, которая является важным индикатором социального самочувствия населения любой территории.

По предварительным данным Удмуртстата, за год родилось 22 тысячи 145 малышей. Естественный прирост населения составил 2 630 человек. По уровню рождаемости республика заняла 3-е место в ПФО и 15-е место в Российской Федерации.

Показатель смертности населения в нашем регионе был ниже средних показателей по России и ПФО. Причем в Приволжском федеральном округе он оказался ниже только у Татарстана.

Антикризисные меры

В то же время понятно, что сложная внешнеполитическая обстановка, санкции против нашего государства, падение цен на нефть не могли не сказаться на социально-экономической ситуации в республике.

Для сглаживания негативных тенденций в экономике в феврале прошлого года был утвержден План по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности. Благодарен депутатам Госсовета за самое заинтересованное участие в его подготовке и реализации.

Выполнение плана позволило не допустить задолженности по выплате заработной платы, кроме трёх предприятий города Глазова. Было привлечено свыше 25 млрд. рублей федеральных средств по разным направлениям, а также сохранены существующие меры поддержки реального сектора экономики.

С учётом развития событий в конце года Правительство внесло коррективы в основные прогнозные показатели Плана мероприятий по реализации Стратегии развития Удмуртии до 2025 года.

Оптимизация управления и повышение ответственности

В рамках антикризисных мер были сделаны шаги по оптимизации системы государственного управления. Реорганизовано 27 госучреждений, ликвидировано четыре.  

Число государственных служащих сократилось на 10 %. Общий экономический эффект превысил полмиллиарда рублей. Сегодня задача оптимизации остро стоит и перед органами местного самоуправления.

Эффективность работы органов власти регионов оценивается рядом ключевых правительственных рейтингов. Главный из них установлен Указом Президента Российской Федерации.

Итоги 2015 года ещё не подведены. Хотелось бы сохранить достаточно высокое 14-е место, которое Удмуртия заслужила по результатам 2014 года.

Аналогичный проект по оценке эффективности работы руководителей органов республиканской власти мы начали в прошлом году. Считаю, что они должны нести персональную ответственность, вплоть до расторжения контрактов, за неисполнение показателей своей работы. И, тем более, за откровенные провалы.

Именно исходя из этого, мы вынуждены были в марте нынешнего года расстаться с одним из заместителей Председателя Правительства.

Основные экономические показатели

Несколько слов об основных показателях экономики в прошлом году. Валовый региональный продукт составил – оценочно - 468,5 млрд. рублей. В сопоставимых ценах – это 97,6% от уровня 2014 года.

Объём отгруженной продукции в промышленности превысил 444 млрд. рублей, что на 13 % выше уровня 2014 года. Но при этом индекс промышленного производства составил только 97,9 %. Стабильно работали нефтяники Удмуртии, добывшие за год почти 11 млн. тонн нефти.  

Объём продукции сельского хозяйства превысил 67 млрд. рублей. Что на 2 % выше в сопоставимых ценах. Введено в эксплуатацию 648 тысяч квадратных метров жилья, рост на 2,4 %. Среднемесячная заработная плата составила 25 тысяч 166 рублей, увеличившись на 6,4 %. В реальном же исчислении она составила 93 %. Реальные доходы населения выросли за год на 2,2 %.Инфляция к декабрю 2014 года составила 11,3 %.

Инвестиции, поддержка бизнеса

Что касается инвестиционной сферы республики, то объём инвестиций за год составил 80,3 млрд. рублей. Это почти на 21 % меньше уровня 2014 года в сопоставимых ценах. Безусловно, здесь сказались негативные явления в экономике и финансах, характерные для всей России.

На сегодня Правительством республики сформирован Реестр инвестиционных проектов, в который вошли 76 проектов на общую сумму в 151,4 млрд. рублей. Но, чтобы выполнить задачи, обозначенные Инвестиционной стратегией республики, этого крайне мало.

Обязанность Правительства, всех органов власти даже в нынешней сложной ситуации активно искать, продвигать и реализовывать отраслевые инвестиционные проекты. Внимательно изучая при этом реальные возможности потенциальных инвесторов.

Привлечению инвестиций должна способствовать та серьезная работа, что была проделана в 2015 году для улучшения делового климата. В том числе крупные изменения в законодательстве.   

Благодаря им 23 инвестпроекта получили поддержку в виде субсидии на возмещение части процентной ставки по кредитам и лизинговым платежам. Одиннадцати организациям предоставлены льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество. Это позволит привлечь свыше 12 млрд. рублей инвестиций и создать 4 200 новых рабочих мест.

Введение «налоговых каникул» для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, расширение перечня видов их деятельности, подпадающих под патентную систему налогообложения, оживило бизнес. Число субъектов предпринимательства за год выросло на 4,9 %. В том числе индивидуальных предпринимателей – на 5,1 %. Это первый результат в Приволжском федеральном округе.

Задачам привлечения инвестиций, импортозамещению служила и внешнеэкономическая деятельность Правительства. Экономические миссии республики выезжали в Беларусь, Казахстан, Китай, Армению. Была оказана поддержка участию предприятий Удмуртии в 10 международных выставках и форумах.

К положительным результатам можно отнести совместный проект Ижевского радиозавода с китайскими партнёрами по развитию производства компонентов микроэлектроники. Предприниматели из Китая реализуют также проект по выпуску в республике мобильных буровых установок. В планах – совместное производство насосных установок для бурения нефтяных и газовых скважин. На очереди и другие перспективные наработки.

Важным представительским мероприятием 2016 года должен стать второй Объединённый международный форум Удмуртии, приуроченный к открытию моста через Каму.

Ещё одним приоритетным направлением работы является формирование конкурентной среды. На сегодня внедрены все основные требования Стандарта развития конкуренции, утвержденного Правительством России в сентябре 2015 года.

В числе основных задач этого года – реализация Стандарта в муниципальных образованиях.

Реальный сектор экономики

Уважаемые коллеги! Весь отчётный период Правительство уделяло большое внимание отраслям реального сектора экономики.

Промышленность

Как я уже сказал выше, индекс промышленного производства немного не дотянул до уровня 2014 года. Тем не менее, свыше восьмидесяти процентов крупных и средних промышленных предприятий нарастили объемы производства.

Предприятиями машиностроительного комплекса отгружено продукции на 130 млрд. рублей, или на 14,5 % выше уровня предыдущего года (в фактических ценах). Весомый вклад в развитие отрасли внес Ижевский автозавод, выпустивший 74 тысячи автомобилей.  

Растет объём государственного оборонного заказа. Объём финансовых ресурсов на его выполнение увеличился на 18,7 %. Темп роста объемов отгруженных товаров по предприятиям ОПК в 2015 году составил 113,5 %.

Более чем сорок пять миллионов рублей направлено на развитие Удмуртского машиностроительного кластера. Это позволит оснастить региональный центр подготовки кадров новейшим технологическим оборудованием и уже в текущем году подготовить первую группу специалистов для резидентов кластера, наших крупных оборонных предприятий.

Кроме того, создан и оснащён лабораторным оборудованием «Центр цифрового моделирования», нацеленный на поддержку полного цикла производства инновационной импортозамещающей продукции, начиная от идеи до внедрения в серийное производство. А в целом мы должны держать курс на создание именно в нашем регионе крупнейшего в России центра машиностроения.

Одной из важных точек приложения сил Правительства стала реализация плана мероприятий по содействию импортозамещению в промышленности.

В феврале 2015 года заключено соглашение о сотрудничестве между Правительством республики и федеральным Фондом развития промышленности. Это позволяет предприятиям рассчитывать на получение целевых займов на проекты импортозамещения и предпроектную подготовку по ставке 5 %.

10 предприятий Удмуртии направили заявки в Фонд. Но поддержана пока только одна – проект акционерного общества «Элеконд» по выпуску четырёх новых типов алюминиевых конденсаторов. На его реализацию завод получил льготный займ 280 млн. рублей.

В проекте Реестра крупных региональных инвестиционных проектов Удмуртии – 5 импортозамещающих проектов на общую сумму 20 млрд. рублей.

В прошедшем году продолжилась поддержка малого и среднего бизнеса. На эти цели было направлено 248 млн. рублей, из них 183 – из федерального бюджета. Гарантийным фондом выдано 131 поручительство на сумму 286 млн. рублей, что позволило бизнесу привлечь 790 млн. рублей кредитных средств.

Фондами поддержки малого предпринимательства предоставлено 928 займов на сумму 658 млн. рублей.

В прошлом году Правительство поддержало проект развития частного промышленного парка. По итогам конкурсного отбора субсидии в сумме 100 млн. рублей, в том числе 80 млн. федеральных средств, направлены на модернизацию инфраструктуры и приобретение производственного оборудования для резидентов парка «Развитие».

В 2015 году утверждены Стратегия инновационного развития региона и «Дорожная карта» по её реализации. Задача – обеспечить достижение обозначенных майскими Указами Президента России целевых ориентиров в сфере инноваций.

Агропромышленный комплекс

Уважаемые депутаты! Как сказал 15 апреля на форуме «Современное российское село» Председатель Правительства России Дмитрий Анатольевич Медведев: «Аграриям нашей страны на санкции жаловаться не приходится. Ведь в итоге они пошли на пользу сельчанам».

С этим трудно не согласиться. Несмотря ни на что, наш агропромышленный комплекс обеспечил устойчивые темпы роста, активно участвует в импортозамещении.

Статистика прошлого года подтвердила, что у Удмуртии есть возможности, чтобы выйти к 2020 году на один миллион   тонн молока в год. Понятно также, что для этого потребуется софинансирование из бюджета России. Вот почему я намерен строго спрашивать за факты возврата неиспользованных федеральных средств по этому направлению.

По-прежнему сложная ситуация с уровнем закупочных цен на молоко. Правительство – на стороне наших селян. Мы считаем, что переработчики должны идти им навстречу.

Отмечу также, что за год закуплено почти 200 единиц сельхозтехники. Этому способствовали соглашения, которые Правительство подписало с такими известными предприятиями, как «Ростсельмаш» и «Брянсксельмаш». Они дают существенные скидки. Как плюс, отмечу, что часть закупленной техники выпущена предприятиями Удмуртии.  

Рост показателей сельхозпроизводства невозможен без постоянной заботы о качестве жизни селян. На развитие социальной инфраструктуры в 2015 году выделено 820 млн. рублей, 55 % из них – средства федерального бюджета.

Введено в эксплуатацию 119 км газовых сетей, 22,4 км сетей водоснабжения. Построено 13 тысяч кв. метров жилья, из них 8,6 тысячи для молодых специалистов.

Закреплению кадров на селе помогает их материальная поддержка из бюджета республики. Её получили 270 молодых специалистов и рабочих сельхозорганизаций, а также более чем 300 студентов первого и второго курсов очной формы обучения по специальностям и направлениям подготовки «Агрономия» и «Зоотехния».

При этом «подъёмные» молодым специалистам выросли до 200 тысяч рублей, а молодым рабочим – до 50 тыс. рублей. Удельный вес молодых специалистов, оставшихся на конец года в хозяйствах, составил 88,4 % от общего числа прибывших на работу в сельхозпредприятия. Этот показатель выше, чем был в 2014 году (87%). И мы рады, что наша поддержка молодежи даёт эффект.

Самое пристальное внимание в сложившихся условиях мы уделяем состоянию потребительского рынка. Тем более что уровень цен на продукты питания – в числе основных вопросов, которые волнуют сегодня наше население.

По результатам мониторинга, рост цен в динамике соответствовал общероссийским тенденциям. Уровень самообеспеченности по мясу в республике составляет почти 105 %, молоку – 145, яйцу – 201, картофелю – 109, по капусте, моркови, свекле – 100 %. Мы и дальше будем способствовать сохранению высокой доли продукции местных производителей в торговле.

В то же время, по статистике 2015 года, в Удмуртии были практически самые высокие в ПФО цены на куриные яйца и сыры. Хотя эти продукты у нас выпускаются в избытке.

Дороги и транспорт

Важной составляющей развития региона, привлечения крупных инвестиций является его качественная инфраструктура, в том числе дороги. Спасибо депутатам Госсовета, что поддержали два года назад мою инициативу использовать средства Дорожного фонда строго по прямому назначению.

На недавней «прямой линии» Владимир Владимирович Путин чётко и ясно подтвердил, что средства дорожных фондов должны идти только на дороги. Слишком уж высокую цену мы платим за плохие дороги. Платим, в том числе, человеческими жизнями и здоровьем пострадавших в ДТП.

В целом за год за счёт всех уровней финансирования отремонтировано и восстановлено 360 км дорог. В русле поручения Президента России увеличить объёмы дорожного строительства в регионах, республика ввела   свыше 100 километров сельских дорог. Это в два раза выше показателя 2014 года. Сразу 37 деревень и сел получили надежду на новую жизнь и развитие. Строительство велось на принципах софинансирования. Федеральный бюджет дал на эти цели 1 млрд. 138 млн. рублей.

Субсидия муниципальным образованиям из Дорожного фонда республики в размере одного миллиарда двухсот пятидесяти миллионов рублей позволила отремонтировать 104 км улиц и 200 дворов общей площадью 116 тысяч кв. м.

В 2015 году впервые отремонтированы 18 км дорог к садоогородам. Сразу к двенадцати садовым товариществам пошёл общественный транспорт.

Знаковым событием текущего года станет планируемый на начало осени ввод в эксплуатацию мостовых переходов через реки Каму и Буй. Могу сообщить сегодня, что мы уже получили 400 млн. рублей федеральных средств на реконструкцию автодорог Костино – Камбарка и Ижевск – Сарапул. От них в значительной степени будет зависеть окупаемость нового моста.

Росту дорожного строительства, в том числе в рамках государственно-частного партнерства, послужит подписание в ноябре 2015 года соглашения о сотрудничестве Удмуртии с Госкомпанией «Российские автомобильные дороги».

Один из крупных обсуждаемых проектов, строительство Восточного обхода города Ижевска, мы презентовали   три недели назад на Российской неделе ГЧП в Москве.

Не могу обойти молчанием реакцию населения на состояние дорог нынешней весной. Люди возмущаются справедливо. И мы спросим по всей строгости за ремонт тех дорог, гарантийный срок по которым еще не истек, а они уже в плохом состоянии.

Что касается работ на дорогах в 2016 году, то до конца апреля конкурсы завершатся. И уже сразу после Дня Победы начнётся массовый ремонт дорог.

От развития дорожной сети не должен отставать и транспортный комплекс республики. Для повышения качества его работы принят комплексный план транспортного обслуживания населения на период до 2030 года.

Сегодня износ подвижного состава автоперевозчиков Удмуртии не превышает 20 %. В 2015 году на меры социальной поддержки населения в пользовании транспортом из бюджета республики было выделено 267,3 миллионов рублей.

Снизить себестоимость пассажирских перевозок и значительно улучшить экологическую обстановку позволяет более широкое использование газомоторного топлива. Финансовая поддержка из бюджета России в объёме 42 млн. рублей помогла приобрести в прошлом году 10 автобусов и 8 единиц техники для ЖКХ, работающих на газе.

Однако развитие этого рынка в республике тормозится слабой инфраструктурой. Поэтому было принято решение о выделении в аренду без проведения торгов четырёх земельных участков в Ижевске, Воткинске, Глазове и Можге для строительства газозаправочных станций.

Активно развивается воздушный транспорт. Благодаря нашей совместной работе, уважаемые депутаты, удалось заручиться поддержкой Президента России по такому важному вопросу, как перенос сроков начала реконструкции ижевского аэропорта с 2018 на 2017 год.

Строительство и обеспечение жильём

Несмотря на спад в отрасли строительства, в 2015 году введено 57 объектов социальной сферы. В их числе 11 объектов образования, 5 – культуры, 7 – физической культуры и спорта, 3 – здравоохранения, 29 МФЦ.

Пусть и не так быстро, как хотелось бы, ликвидируется бюджетная задолженность перед строителями.

Одним из важнейших индикаторов качества жизни населения является обеспеченность жильём. В год 70-летия Победы жилищные условия улучшили 69 ветеранов войны и 52 участника боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

За счёт ипотечных кредитов приобрели жильё 10 605 семей. Для поддержки молодых семей, а также строительной отрасли была начата реализация нового проекта «Молодежная квартира». В этой программе пожелали участвовать 1946 граждан. 286 из них уже получили субсидию на оплату части стоимости квартиры.

Постепенно решается проблема «обманутых дольщиков». Однако, несмотря на рост объёмов жилищного строительства, мы по-прежнему отстаём от подавляющего большинства соседних регионов и по общему вводу жилья из расчета на одну тысячу жителей, и по показателю обеспеченности им населения республики.

Поэтому даже в сегодняшних непростых условиях Правительство совместно с муниципалитетами, строителями, финансовым сообществом обязано продолжать поиск вариантов повышения доступности жилья для граждан.

Обращаю также внимание властей столицы Удмуртии на необходимость широкого обсуждения крупных изменений в генплане Ижевска, которые готовятся. В нём должна самым активным образом участвовать общественность.

Правительство и впредь не позволит нарушать как градостроительное и земельное законодательство, так и интересы жителей при принятии решений о предоставлении земельных участков под объекты капитального строительства. Полномочия на это у Правительства есть.

Газификация

А теперь о ходе газификации Удмуртии. В 2015 году введено в эксплуатацию 244 километра газовых сетей, природный газ пришёл в 6700 квартир. В Можгинском районе реализован пилотный для республики проект по газификации деревни Мельниково, где поселковый газопровод протяжённостью 5 км построен с участием средств граждан. Уверен, этот опыт, особенно с учетом бюджетных сложностей, нужно использовать и в других районах.

Задача на 2016 год – построить не менее чем 250 км газовых сетей.

Не в первый раз обращаю внимание предприятий и организаций из числа должников по газу на необходимость закрывать долги. Нельзя тормозить газификацию!

Жилищно-коммунальное хозяйство

Уважаемые депутаты! В сфере жилищно-коммунального хозяйства  Правительство решало задачу обеспечения населения качественными услугами.

Всего в рамках выполнения инвестиционных программ коммунальных организаций за 2015 год выполнено мероприятий более чем на 914 млн. рублей. Реализуется региональная программа капитального ремонта. За год он проведён в 117-ти многоквартирных домах на общую сумму 188 млн. рублей. В 2016 году капремонт пройдут 202 многоквартирных дома. Для привлечения в отрасль частных инвестиций в семи районах заключены 33 концессионных соглашения, инвесторам передано 580 коммунальных объектов.

Идёт к завершению региональная программа переселения граждан из аварийного жилья. Жилищные условия должны улучшить более чем 2 тысячи человек.

К сожалению, мы столкнулись с фактами безответственности в работе ряда руководителей муниципальных образований в этом вопросе. В итоге не были сданы в установленный срок жилые дома для переселенцев в Игре и Глазове. Немало жалоб на низкое качество и уже введенного жилья.

Считаю, что серьёзные выводы должно сделать и руководство профильного министерства республики. Оно упустило из-под своего постоянного контроля ход строительства и качество сдаваемого жилья. Такое отношение к делу недопустимо. Люди не должны страдать из-за недобросовестности строителей и халатности чиновников. С учетом большого объема работы, считаю правильным привлечь к участию в реализации   программы наши крупные строительные организации.

Тарифные решения, принятые в 2015 году, удерживают рост совокупного платежа граждан за жилищно-коммунальные услуги в пределах 6,1%, при   уровне инфляции по году 11,3 %.

Уроки нынешнего отопительного сезона в Ижевске

Хотя об этом уже немало сказано, остановлюсь кратко на уроках ситуации с нынешним отопительным сезоном в г.Ижевске.

Да, положение удалось выправить, хотя и дорогой ценой. Но принципиально важны выводы из этой ситуации. Первый вывод, по моему мнению, в том, что верить словам в таком важном деле – нельзя. Необходим постоянный контроль в подготовительный период, в том числе на местах, на объектах. Должен помочь и постоянный диалог с активом из числа собственников жилья.

В этой связи приходится констатировать, что ни профильное министерство, ни Межведомственная комиссия, ни власти Ижевска с задачей контроля не справились.

Второй вывод заключается в том, что срывы связаны с отсутствием принципиальности во взаимоотношениях прежних городских властей с Удмуртскими коммунальными системами (УКС) и его хозяевами в Москве по полному исполнению условий договоров аренды.

Проблемы недофинансирования со стороны УКС накапливались не один год. В результате физический износ сетей теплоснабжения и горячего водоснабжения постоянно увеличивался и сегодня составляет порядка 70%.

Ижевску и его горожанам, уверен, такие «инвесторы» точно не нужны. Окончательное решение о продолжении договорных отношений с УКС-ом будет принято по результатам окончания отопительного периода.

В то же время, считаю, что руководству Ижевска нужно задуматься: а правильна ли его бюджетная политика в отношении ЖКХ и благоустройства? Ставлю этот вопрос, сравнивая соответствующие статьи бюджета столицы Удмуртии и ряда других городов – центров регионов ПФО.

Если в Ижевске согласно бюджету 2016 года планируется израсходовать на ЖКХ и благоустройство 962 млн. рублей, то в Саратове – больше 3 млрд. рублей, в Оренбурге – 2 млрд., в Ульяновске – 1 млрд. 100 млн. рублей. Хотя их бюджетная обеспеченность в расчёте на одного жителя заметно меньше ижевской.

Отмечу одновременно, что есть статья бюджета, где Ижевск – безоговорочный лидер. Это общегосударственные вопросы, куда входит и управление городом. Так что почва для размышлений здесь точно есть.

Социальная сфера

Уважаемые депутаты! В условиях непростой экономической ситуации республиканский бюджет прошлого года сохранил свою социальную направленность.

Выполнены требования «дорожных карт» по повышению заработной платы в образовании, здравоохранении, других отраслях социальной сферы.

Социальная защита

На социальную поддержку населения выделено почти 8 миллиардов рублей, что на 13,8 % больше, чем в 2014 году. Своевременно была проведена индексация пособий и выплат.

Новый федеральный закон, вступивший в силу в прошлом году, усиливает защиту прав инвалидов. В октябре утвержден республиканский план по повышению доступности объектов и услуг для инвалидов на период до 2030 года.

75 млн. рублей было направлено в отчётном периоде на реализацию подпрограммы «Доступная среда». Для инвалидов адаптировано 58 объектов. А всего за время действия подпрограммы адаптацию прошёл 151 объект. По объему субсидии на ее реализацию республика входит в первую десятку субъектов Федерации. И теперь в работу по «Доступной среде» включены муниципальные образования.

Здравоохранение

Уважаемые коллеги! Я не раз критиковал ситуацию в нашем здравоохранении. Она продолжает волновать жителей республики. Мы имели и серьезные замечания со стороны контролирующих органов.

В целом из всех источников на развитие отрасли в 2015 году направлено более чем 20 млрд. рублей, в том числе 1 млрд. 600 млн. рублей из федерального бюджета.

Введён лечебный корпус Можгинской райбольницы, где создан шестой в регионе первичный сосудистый центр. На базе Городской клинической больницы № 8 Ижевска открыто отделение стационарной медицинской помощи лицам пожилого возраста, в том числе ветеранам Великой отечественной войны.

В рамках программы «Земский доктор» на село за год прибыло 40 специалистов. А всего за время её действия – 393 врача. Четверть из них работает в участковой службе.

В текущем году планируется начать строительство модульных ФАПов в 25 районах Удмуртии. Вместе с тем, остаётся острой проблема ресурсного обеспечения отрасли. Потребность, например, в обновлении парка санитарного транспорта составляет 213 автомобилей.

В настоящее время решается вопрос о приобретении 50 санитарных автомобилей. Половину из них обеспечит бюджет республики. Столько же рассчитываем получить при поддержке благотворительного фонда «Сафмар».

Не могу не затронуть в отчёте продолжающийся процесс реформирования и оптимизации отрасли здравоохранения. Он получает в обществе разные оценки. Но для меня несомненно одно. Главная его цель – повышение доступности медицинской помощи и её качества.

Поэтому оптимизировать отрасль нужно аккуратно, просчитывая каждый шаг, советуясь с общественностью и не ломая в одночасье сложившуюся систему оказания медицинских услуг на конкретных территориях. Необходимо также максимально учесть выводы проверки Росздравнадзора, проведённой осенью прошлого года.

Министерство здравоохранения, местные органы власти не имеют права повторять прежние ошибки. И Правительство будет за этим строго следить.

Физическая культура и спорт

Значительная роль в профилактике заболеваний и пропаганде здорового образа жизни отводится физической культуре и спорту.

Сегодня в республике действуют 3165 спортивных сооружений. В прошедшем году введены общежитие с медико-восстановительным центром на лыжном комплексе имени Галины Алексеевны Кулаковой, крытый каток с искусственным льдом в городе Ижевске, лыжная база в селе Юкаменском и другие объекты.

На принципах государственно-частного партнерства в столице Удмуртии появились крытые теннисные корты. На такой же основе строятся три крупных физкультурно-оздоровительных комплекса. Один из них, в Ижевске, будет сдан уже в эту пятницу. Они принесут экономике региона примерно 550 млн. рублей частных инвестиций и 100 новых рабочих мест.

Активному внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» способствовало привлечение целевых средств федерального бюджета в размере 2,7 млн. рублей.

Если говорить о спорте высших достижений, то в составе сборных команд России спортсмены Удмуртии завоевали 433 медали различного достоинства, из них 149 – золотых.

Добавлю, что республика поддерживает лучших спортсменов и их тренеров. 70 из них получили почти 30 млн. рублей в качестве единовременного вознаграждения.

Образование

Уважаемые коллеги! За 2015 год на совершенствование системы образования из консолидированного бюджета направлено свыше 26 миллиардов рублей.

Исполнен Указ Президента России по местам в дошкольных учреждениях для детей 3-7 лет. За год построено 8 новых детских садов, введено 1252 новых места. Считаем, что надо активнее поддерживать частные дошкольные учреждения, давать им больше преференций.

Если говорить о школах, то благодаря проведенной в 2015 году работе Удмуртия вновь вошла в число 30 лучших регионов России по благоустройству зданий, обеспечению школьников скоростным Интернетом, горячим питанием.

В нынешнем году мы включаемся в федеральную программу по строительству школ. В ближайшие дни будет заложен камень в честь начала строительства школы на 825 мест в микрорайоне «Столичный» в Ижевске. А всего в ближайшие 10 лет в городе и на селе намечено построить 30 школ. Еще в шестнадцати пройдет капитальный ремонт. С 2025 года все наши школьники должны учиться в одну смену.

Важной проблемой остается нехватка кадров рабочих профессий для отраслей реального сектора экономики. По разным причинам их выпуск за 10 лет упал в два раза.

Для исправления положения велась ускоренная подготовка по востребованным профессиям. За 2015 год обучено более чем 3 тысячи человек.

Важным событием прошлого года стало учреждение именной стипендии Главы Удмуртии для первокурсников. Результат – в наши вузы поступило 273 выпускника из числа обладателей золотых медалей и призёров олимпиад. Для сравнения – в 2014 году их было только 64 человека. Можно смело надеяться, что одарённая молодежь в дальнейшем останется дома и будет работать на благо республики.

Благодаря организаторской работе Правительства в июле нынешнего года в Ижевске пройдёт 6-й общероссийский форум «Инженеры будущего». В нём примут участие около тысячи молодых специалистов из многих регионов страны. 150 из них будут представлять Удмуртию.

Ещё одна важная тема – поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В рамках формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот сдан дом на 119 квартир в Ижевске. Еще 16 квартир выделено в поселке Кез. Кроме того, муниципальными образованиями республики приобретено 120 жилых помещений, что позволит обеспечить часть из 160 судебных решений.

В 2016 году будут построены два жилых дома в Глазове по 18 квартир каждый, в селе Большие Сибы Можгинского района на 35 квартир.

Молодёжная политика

22 % населения Удмуртии имеют возраст от 14 до 30 лет. Молодёжь хорошо проявила себя в год юбилея Победы в Великой Отечественной войне. Созданный ею «Волонтёрский корпус 70-летия Победы» благоустроил 850 памятных мест, 32 воинских захоронения.

Успешно участвовали наши юноши и девушки в молодежных форумах всероссийского и окружного масштаба. Республиканский штаб студенческих отрядов стал лучшим в России. А региональное отделение общероссийской общественной организации «Российские студенческие отряды» получило статус Всероссийской опорной площадки студенческих педагогических отрядов.

Правительство продолжит поддержку молодежи и ее инициатив. Будет создавать условия для качественного образования, обеспечения молодых семей жильем, воспитания детей, культурного досуга.

Культура

Знаковым событием в сфере культуры прошлого года стало 175-летие со дня рождения П.И. Чайковского. Программа этого юбилея выполнена.

Следующей крупной знаменательной датой станет празднование в ноябре 2019 года 100-летия Михаила Тимофеевича Калашникова. Инициатива Удмуртии по приданию ему общероссийского масштаба поддержана Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным.

Предварительное согласие возглавить оргкомитет юбилея дал заместитель Председателя Правительства страны Дмитрий Олегович Рогозин. Республика подготовила проект плана юбилейных мероприятий.

Мы считаем, что в проведении такого масштабного юбилея Удмуртия вправе рассчитывать на федеральное софинансирование. Одна из больших задумок – создание Центра историко-культурного наследия «Ижевский завод». Это должен быть целый музейный комплекс под брендом «Ижевск – оружейная столица России».

Уверен также, что 100-летие Калашникова даст мощный импульс и развитию туристического комплекса Удмуртии.

Тем не менее, потенциал туризма в республике далеко не раскрыт. Основная проблема – отсутствие системности. Поэтому нам с Правительством надо подумать о едином туристско-рекреационном кластере Удмуртии. Напоминаю также руководителям территорий о поставленной мной задаче создать в муниципалитетах современные зоны отдыха, в том числе на водоемах.

Национальная политика

Межнациональное и межконфессиональное согласие – один из самых надежных индикаторов благополучия в Удмуртии. Доля граждан, считающих, что межнациональные конфликты у нас вряд ли возможны, составляет сегодня две трети населения.

Таким общественным настроениям способствует постоянный диалог власти с национально-культурными объединениями. Все их руководители вошли в образованный в сентябре Общественный совет по этим вопросам при Главе Удмуртии.

В 2015 году центры национальных культур были открыты в Воткинске и Можге, а также в Граховском районе. Вновь напоминаю руководителям территорий о задаче, поставленной год назад – открыть Дома дружбы народов, центры национальных культур в каждом городе и районе.

Важным событием в финно-угорском мире стали вековой юбилей газеты «Удмурт дунне» и проведенный в его рамках 7-й фестиваль финно-угорской прессы.

Экология и окружающая среда

Большое значение для здоровья граждан имеет благоприятная окружающая среда. На развитие водохозяйственного комплекса республики из федерального бюджета в 2015 году привлечено свыше ста двадцати шести миллионов рублей. В рамках проекта по очистке Ижевского водохранилища в прошлом году полностью выполнены работы в микрорайоне Воложка.

Сделаны также серьёзные шаги в решении наиболее сложной экологической проблемы – отходов производства и потребления. Завершено строительство кустового полигона по размещению твердых бытовых отходов в городе Можге. Уже работает построенный за счет средств инвестора такой же полигон в Якшур-Бодьинском районе.

Также за счёт средств инвесторов начато проектирование по объектам размещения отходов в Воткинском, Глазовском и Сарапульском районах республики, ведётся строительство кустовых полигонов в Увинском районе и городе Камбарке.

2017 год объявлен Годом экологии в Российской Федерации. До его начала в республике должен появиться региональный оператор, который займется комплексным решением проблемы отходов. Этого от нас требует федеральное законодательство.

Лесное хозяйство

На экологическую ситуацию в большой степени влияет и состояние наших лесов. На развитие лесного хозяйства было направлено 277 млн. рублей, из них 181 – из федерального бюджета. Для восстановления лесного фонда заложены лесные культуры на площади  три с половиной тысячи гектаров. На площади более тринадцати тысяч гектаров проведены санитарно-оздоровительные мероприятия.

Об эффективности созданной в Удмуртии системы охраны лесов говорит и то, что средняя площадь одного лесного пожара остаётся одной из самых низких по ПФО.

На 5 % снизился средний объём незаконной рубки. У граждан появилась возможность заключать в электронной форме договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.

Состояние правопорядка в республике

Уважаемые депутаты! Начиная тему состояния правопорядка в республике, хочу в первую очередь сказать самые добрые слова в адрес сотрудников МВД по Удмуртской Республике во главе с Александром Сергеевичем Первухиным.

Напомню, что наше МВД заняло первое место в России по результатам комплексной оценки его деятельности. Нами реализован целый ряд его предложений. Например, открыты Центр временного содержания несовершеннолетних, медвытрезвитель в Ижевске.

Кроме того, удалось возродить добровольные народные дружины. Их на сегодня уже более шестидесяти. Общее число дружинников – почти 900 человек. Есть и первые результаты их работы совместно с сотрудниками полиции.

Я не буду далее раскрывать тему состояния преступности в 2015 году, поскольку о ней на предыдущей сессии нам подробно рассказал министр внутренних дел. Скажу только, что вижу одним из путей снижения числа правонарушений, их системной профилактики – поддержку со стороны Правительства службы участковых инспекторов. Будем решать эту задачу совместно с министерством.

Борьба с коррупцией

Согласно статистике, в 2015 году в совершении преступлений коррупционной направленности изобличено 179 должностных лиц. Это требует от нас ещё большей наступательности в борьбе с коррупцией на всех уровнях власти и во всех ее проявлениях.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации создана комиссия по координации работы по противодействию коррупции в Удмуртии.         

За прошедший год проведено свыше ста девяноста проверок соблюдения служащими установленных ограничений и запретов, а также требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов. Выявлено 44 нарушения, привлечено к ответственности 15 человек.

Более подробно о борьбе с коррупционными проявлениями будет сказано в информации, с которой выступит сегодня на сессии начальник управления по вопросам противодействия коррупции Администрации Главы и Правительства Удмуртии.

Борьбе с коррупцией служит и деятельность многофункциональных центров республики. Их задача – сократить участие чиновников в процессе оформления документов на предоставление государственных услуг.

За 2015 год мы расширили сеть МФЦ. Сегодня в неё входят 32 центра и 135 их структурных подразделений. Однако просто открыть красивый офис – мало. Надо наладить реальную работу по предоставлению качественных услуг. Особенно, что касается услуг регионального и муниципального уровня. И завершить эту работу необходимо до конца текущего года.

Средства массовой информации и Интернет

В 2015 году мы продвинулись в развитии средств массовой информации и коммуникаций. Охват населения первым пакетом цифрового вещания составляет 67 %.

В рамках реализации программы строительства волоконно-оптических линий связи широкополосный доступ к сети Интернет получили жителей 25-ти поселений Глазовского, Дебесского, Игринского и Сюмсинского районов. Еще в 12-ти установлены точки беспроводного доступа.

Значимым событием прошлого года стало создание государственного информационного агентства «Удмуртия», аудитория которого за время работы утроилась.

Перешёл на круглосуточное вещание телеканал ТРК «Моя Удмуртия». Он доступен зрителям 178-ми населенных пунктов, в том числе 5-ти городов. При этом сотрудничество с «Пятым каналом» сохранено.

Диалог власти и общества

В прошедшем году начался новый этап развития взаимодействия власти и общества. Общественные советы образованы при каждом министерстве.

Знаковым событием в жизни некоммерческих организаций стало проведение совместно с Общественной палатой республики гражданского форума «Общество и власть – 2015». 12 млн. рублей субсидии направлено на реализацию 69-ти социально значимых программ некоммерческих организаций.

Продолжается активный диалог Правительства с органами местного самоуправления. Видоизменился формат республиканских совещаний с руководителями территорий. Главы городов и районов играют гораздо более активную роль в формировании повестки дня таких встреч. А Совет муниципальных образований участвует теперь в процедуре согласования проектов нормативно-правовых актов, касающихся развития муниципалитетов.

Бюджетная политика

Уважаемые депутаты!

Падение цен на нефть, изменчивость курса рубля, прямо влияющая на поступления от нефтедобывающих предприятий, негативно сказались на устойчивости доходной базы бюджета республики в 2015 году.

Всего за год на территории Удмуртии собрано свыше ста тридцати семи миллиардов рублей налогов, что на 8 % больше уровня предыдущего года. Из них в федеральный бюджет ушло 90 млрд. рублей, или 66 %.

В итоге доля доходов, остающихся в республике, снова снизилась. Еще в 2009 году она составляла 43 %. В 2014 году было 35 %. А в 2015 году – 34 %.

Такая ситуация во многом обусловлена спецификой структуры нашей экономики. В схожем положении ещё 11 субъектов Российской Федерации.

В силу этого Удмуртия находится на 78-м месте в России и на 13-м в ПФО по доле доходов, остающихся в распоряжении региона.

В моём выступлении в верхней палате Федерального Собрания России я предложил предоставлять   финансовую помощь регионам, направляющим в федеральный бюджет более 50 процентов собираемых доходов. Предложение нашло отражение в постановлении Совета Федерации. Поднимался этот вопрос и в ходе моей встречи с Президентом страны.

В настоящее время он находится на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации. Мы ожидаем положительного решения.

Текущая экономическая ситуация внесла свои коррективы в исполнение бюджета республики 2015 года. В целом бюджет республики по доходам исполнен в сумме 55 млрд. 875 млн. рублей. Налоговые и неналоговые доходы поступили в объёме 42 млрд. 509 млн. рублей при темпе роста 106%. Но даже с учётом такого роста отмечен недобор по этим доходам в 2 млрд. 646 млн. рублей.

Безвозмездные перечисления из федерального бюджета составили 13 млрд. 366 млн. рублей. В результате работы, проведённой Правительством Удмуртской Республики, из Федерации получена дополнительная финансовая помощь в сумме 4 млрд. 606 млн. рублей. Эти средства были направлены на решение актуальных социальных задач.

Социально значимые расходы бюджета составили практически 74 %, или 45 млрд. 27 млн. рублей. В условиях жёстких бюджетных ограничений все социальные обязательства были выполнены своевременно и в полном объеме.

Дефицит бюджета республики на 1 января 2016 года составил 5 млрд. 284 млн. рублей, или 10,3 %. Что соответствует условию Соглашения с Министерством финансов Российской Федерации по предоставленному республике бюджетному кредиту в части соблюдения размера дефицита (не более 10,7%).

Отдельно хочу остановиться на ситуации с государственным долгом республики. Если в 2009 году покрытие расходов собственными доходами составляло 94,6 %, то в 2015 году – только 87,4 %.

Это связано в том числе с выполнением за счёт региональных бюджетов решений, принятых на федеральном уровне. Отсюда дефицит бюджета республики, рост государственного долга и расходов на его обслуживание.

Объём государственного долга Удмуртской Республики на 1 января 2016 года составил 41 млрд. 857 млн. рублей и не превышает предельного уровня, установленного Бюджетным кодексом.

Просроченной задолженности по обслуживанию госдолга по состоянию на 1 января 2016 года нет.

Благодаря активной работе Правительства получен целевой кредит из Федерации в сумме 7 млрд. 492,5 млн. рублей на погашение долговых обязательств, а также кредит на частичное покрытие дефицита бюджета Удмуртской Республики в объеме 2 млрд. 76 млн. рублей.

Были привлечены кредиты от кредитных организаций в сумме 9  млрд. рублей. Получены бюджетные кредиты из Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике на пополнение остатков на счёте бюджета. Проведена реструктуризация бюджетных кредитов, полученных на строительство и ремонт дорог, а также на ликвидацию засухи 2010 года.

В результате проведённой работы общая сумма экономии средств бюджета республики составила 445 млн. рублей. Задача 2016 года – выполнить все бюджетные назначения.

Заключение

Уважаемые коллеги!

Подводя итоги работы Правительства в 2015 году, хочу отметить, что в непростых условиях удалось многое сделать для комплексного и эффективного развития Удмуртии.

Мы убедились в правильности наших приоритетов. Тем не менее, остаётся немало нерешенных проблем.

И нам всем надо работать ещё больше, ещё слаженнее, ещё эффективнее. Надеюсь на наше взаимопонимание и совместную результативную работу.

Возврат к списку